Статистическая система здравоохранения в большинстве зарубежных стран чрезвычайно децентрализована. Она объединяет ряд учреждений и организаций, занимающихся сбором и анализом статистической информации, касающейся здоровья. Начало XXI в. отмечено интенсивной разработкой и внедрением государственных электронных сетей информации о здоровье. Это предполагает регламентацию принципов и механизмов поддержания национального минимума в отношении состава данных, статистических стандартов, технологии сбора, передачи и обработки информации.
В Декларации четвертой конференции по состоянию окружающей среды и здоровья, проводившейся 23-25 июня 2004 г. в Будапеште, снова отмечалась ключевая роль информации о здоровье для формирования политики, обоснованного выбора приоритетов, координации взаимодействия. Это определяет первостепенную важность выработки и согласования базового набора индикаторов в этой области, как на государственном, так и на международном уровне.
В современной практике изучения здоровья населения за рубежом основное внимание уделяется всестороннему анализу причин смерти, опросам населения о состоянии здоровья, изучению важнейших неинфекционных заболеваний на основе прикладной эпидемиологии, расчетам соответствующих рисков для отдельных групп населения и оценке возможностей их минимизации. В России внимание преимущественно сосредоточено на всестороннем изучении заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью и данным медицинских осмотров с использованием социально-гигиенических методов, а также на оценках медико-демографических тенденций воспроизводства населения.
В тех странах, где присутствует и государственный сектор в оказании медицинской помощи, статистическая информация о деятельности здравоохранения собирается по отчетным формам.
Что касается эффективности деятельности здравоохранения, объемов финансирования, то статистика главным образом отражает ресурсную обеспеченность и объемы помощи.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий меняет организацию медицинской помощи, открывая принципиально новые возможности сбора, передачи и использования медико-демографической информации с целью мониторинга не только состояния здоровья населения, объёма и качества медицинской помощи, но и их детерминированности. Мониторинг состояния здоровья населения, распространенности и характера различных нарушений здоровья, деятельности системы здравоохранения строится с таким расчетом, чтобы не просто дать представление о текущей ситуации и ее динамике, а обеспечить выявление их детерминант и причин, определение мер для сокращения проблем и их влияния на здоровье, обоснование эффективной политики охраны здоровья, оптимизацию использования ресурсов в данной области, координацию межсекторального сотрудничества, защиту прав пациентов, сокращение неравенства в состоянии здоровья и доступности медицинских услуг. Оперативный многоаспектный доступ к данным предъявляет все более высокие требования к их качеству. Особое внимание придается обеспечению сопоставимости статистической отчетности учреждений, организаций и предприятий, результатов переписей и опросов населения, в т.ч. в динамике. В последнее время большое внимание уделяется методам калибровки самооценок состояния здоровья как в целом, так и по отдельным параметрам (таким как познавательная способность, подвижность, острота зрения и т.п.).
Развитые страны систематически отслеживают динамику состояния здоровья в ряде разрезов, с помощью специальных исследований. К ним относятся:
социально-экономическая стратификация;
этническая принадлежность с особым акцептом на положение коренного населения;
отдельные возрастные группы взрослого населения (молодежь до 24 лет включительно; пожилые 65 лет и старше).
Активизируется рассмотрение информации о деятельности системы здравоохранения в контексте экологической ситуации, социально-экономических условий, культурных традиций, образа жизни, научно-технического прогресса, глобализации. Особое внимание уделяется блокированию стихийного перераспределения ограниченных ресурсов здравоохранения в пользу наиболее дорогостоящих технологий и не самых обездоленных слоев населения, которое, не решая текущих проблем, создает предпосылки для возникновения новых.
Все большее значение придается не динамике отдельных показателей, а их взаимосвязи: заболеваемости и смертности; стационарной, амбулаторной и экстренной помощи; потребности в отдельных услугах и их потребления; затрат на здравоохранение и груза болезней; объемов и качества медицинской помощи. На смену отслеживанию средних значений показателей приходит оптимизация характера их распределения по отдельным группам населения (гендерным, возрастным, этническим, социально-экономическим и т.п.), поскольку агрегированные показатели зачастую маскируют истинные масштабы неравенства в состоянии здоровья и подверженности факторам риска.
В соответствии с основными принципами оценки результативности систем здравоохранения, ВОЗ были обозначены три социально значимые цели, достижению которых способствует система здравоохранения, а именно:
улучшение состояния здоровья населения (по уровню и распределению),
улучшение отзывчивости (по уровню и распределению) с учетом законных ожиданий населения (уважительное отношение к человеку и ориентация на его нужды),
обеспечение справедливого финансового взноса в охрану здоровья (процент вложений в здоровье членов семьи от общих затрат последней за вычетом прожиточного минимума).
Были разработаны индикаторы измерения результатов достижения этих целей, а также общий показатель эффективности, чтобы продемонстрировать реально достигнутое в сравнении с тем, чего можно было бы достигнуть.
Большое внимание уделяется сбору данных, характеризующих качество медицинской помощи. Его ключевыми аспектами являются:
охват профилактическими мероприятиями (вакцинация, скрининг, приобщение к здоровому образу жизни);
своевременность диагностики (доля случаев, выявленных в тяжелой стадии; продолжительность жизни после выявления);
соблюдение стандартов оказания помощи;
доступность отдельных видов помощи (степень удовлетворения потребности; время ожидания в очереди; потребность в экстренной помощи).
В США развиваются системы оперативного отслеживания инфекционной заболеваемости населения посредством защищенного ввода данных о случаях оказания соответствующей помощи и результатах лабораторной диагностики в Интернет. Департаменты здравоохранения используют эти системы для мобилизации ресурсов во время вспышек заболеваний, а также для повышения эффективности выявления и нейтрализации рисков заболеваний.
В последнее время стремительно возрастает интерес к системам, обеспечивающим раннее выявление вспышек инфекционных заболеваний и массовых отравлений в связи с угрозой биотерроризма. Активно разрабатывается теория синдромального мониторинга, основанная на том, что во время биологической атаки или вспышки заболевания спрос на определенные лекарственные препараты и поток жалоб на определенные симптомы резко увеличивается за несколько дней до постановки окончательного диагноза. Практическое применение этой теории требует сложных алгоритмов обработки случайных отклонений и минимизации вероятности ложнопозитивных результатов без ущерба для чувствительности системы.
В 1971 г. Всемирной организацией здравоохранения были сформулированы следующие требования к показателям здоровья населения, необходимые для обеспечения их сопоставимости и эффективности применения:
1. ДОСТУПНОСТЬ ДАННЫХ. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без сложных специальных исследований.
2. ПОЛНОТА ОХВАТА. Данные должны отражать все оцениваемое население.
3. КАЧЕСТВО. Система сбора и обработки данных не должна вносить существенных искажений.