ПИСЬМО
от 29 ноября 2016 года N 36550-ОФ/Д01и
Минэкономразвития России во исполнение пункта 22 плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" разработало и направляет для использования в работе методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями (далее - методические материалы).
Считаем целесообразным направить методические материалы в государственные и муниципальные учреждения, оказывающие социальные услуги гражданам, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления, а также обеспечить публикацию методических материалов на официальных порталах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
О.В.Фомичев
Действие Методических рекомендаций распространяется на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере.
2.1. Добровольный труд и добровольческая деятельность в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы (далее - учреждение) используется в целях улучшении качества жизни, расширения социальной помощи и услуг клиентам этого учреждения, в соответствии с Положением о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы (далее - Положение) и настоящими Методическими рекомендациями.
________________
Модельный проект положения о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы приведен в Приложении N 1
2.2. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:
- предоставление добровольческих социальных услуг;
- выполнение добровольческих работ.
2.3. Добровольческие социальные услуги - это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцами клиентам учреждения и закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольческих социальных услуг является повышение качества жизни клиентов учреждения в процессе их предоставления.
2.4. Добровольные работы - это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах клиентов учреждения или учреждения в целом и в целях расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категорий и численности граждан, получающих эти услуги, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения
2.5. Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прямо или косвенно:
- содействуют/помогают учреждению в достижении его целей и решении конкретных задач клиентов учреждений;
- улучшают качество жизни клиентов учреждения и благосостояние общества в целом;
- распространяют информацию о деятельности учреждения;
- распространяют идеи и принципы социального служения среди населения;
- распространяют гуманитарные ценности в обществе.
2.6. Специфика структуры добровольного труда, в сравнении с трудом профессиональным, заключается в особенностях ее элементов - цели труда, субъекте труда, продукте труда, режиме труда, мотиве труда, организации труда.
Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно им дарится благополучателю, а не становится продаваемым товаром или продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральным объектом является конкретный благополучатель.
В то же время, для организации, важным объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов. Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и предоставляет добровольцам разнообразные стимулы.
Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы.
2.7. Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Однако решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнительные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов самих добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе.
2.8. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы молодежи:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях личностного и гражданского развития;
- наработка практики, помогающей определиться с дальнейшей профессиональной ориентацией
- предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;
- развитие творческой и созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
К прикладным задачам относятся:
- обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;
- содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
- сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;
- замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения;
- гуманистическое и гражданское воспитание;
- обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;
- формирование кадрового резерва.
2.9. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей среднего возраста:
- обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота;
- содействие получению необходимого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной жизни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов;
- предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважение, быть причастным к значимой социальной деятельности учреждения;
- предоставление возможности применить собственные знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности.
2.10. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей старшего/пожилого возраста:
- обеспечение потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание;
- содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья;
- содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения качества собственной повседневной жизни и самопомощи;
- компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;
- предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом жизни;
- предоставление возможности применения имеющегося жизненного и профессионального опыта;
- обеспечение содержательного досуга.
3.1. Способы работы с добровольцами
При планировании добровольных работ в учреждении важно понимать наличие двух альтернативных способов работы с добровольцами:
3.1.1. Партнерское взаимодействие с некоммерческой организацией, которая полностью организует труд добровольцев и отвечает за их действия, обеспечивает ресурсное, методическое, информационное сопровождение деятельности добровольцев. Между учреждением и НКО заключается Соглашение о сотрудничестве (Соглашение о совместной деятельности), в котором закреплены:
- предмет соглашения
- права и обязанности сторон, взаимная ответственность
- порядок взаимодействия и согласования проводимых мероприятий
- порядок допуска добровольцев на территорию учреждения
- прочие существенные моменты по усмотрению учреждения
Преимущества данного способа:
- учреждению нет необходимости выделения штатной единицы, ресурсов для работы с добровольцами
- учреждение снимает с себя необходимость выполнения большого объема организационной работы по привлечению, отбору, подготовке и организации труда добровольцев. Эту работу за него выполняет партнерская НКО (или несколько НКО)
- учреждение может разделить или полностью снять с себя дополнительные расходы по организации труда волонтеров
- ответственность за действия добровольцев несет НКО
- учреждение в ряде случаев получает возможности привлечения благотворительных средств и иных ресурсов от партнерской НКО
- учреждение получает надежного партнера - НКО, опыт и ресурсы которой позволяют существенно повысить качество жизни клиентов учреждения
Недостатки данного способа:
- учреждению необходимо найти НКО - организатора труда добровольцев, располагающего необходимыми опытом и ресурсами
- учреждение не контролирует единолично добровольцев НКО, и формулирует задачи добровольцев совместно с НКО-организатором труда добровольцев
3.1.2. Организация труда добровольцев силами учреждения
Преимущества данного способа:
- учреждение создает сообщество добровольцев, которым может напрямую ставить задачи
- учреждению нет необходимости искать и выстраивать взаимодействие с партнером из числа НКО
Недостатки данного способа:
- необходимость выделения штатной единицы (от одного до целого отдела) для работы с добровольцами
- необходимость выделения дополнительных ресурсов для обеспечения работы с добровольцами (помещение, компенсация проезда и питания, компенсация медицинского обследования и т.п.)
- необходимость регулярного выполнения учреждением большого объема непрофильной работы по организации труда добровольцев, проведение отбора, обучения и сопровождения добровольцев самостоятельно
- полная ответственность учреждения за деятельность добровольцев
- отсутствие возможности привлекать дополнительные ресурсы от партнерской НКО
3.2. Планирование взаимодействия и закрепление договоренностей при партнерском взаимодействии с некоммерческой организацией
3.2.1 Планирование добровольческой деятельности в учреждении начинается с определения, какая именно добровольческая деятельность необходима. Либо с рассмотрения предложений о дополнительных волонтерских программах от некоммерческих организаций.
3.2.2 После определения направлений добровольческих работ и услуг или с целью ознакомиться с возможными предложениями от НКО, целесообразно ознакомиться с наличием на территории партнерских НКО, которые располагают необходимым опытом организации труда добровольцев, ресурсами, репутацией. Информацию о таких НКО учреждение может получить в региональном органе исполнительной власти, ответственным за поддержку некоммерческого сектора или за развитие добровольчества (волонтерства). В ресурсных Центрах поддержки добровольчества. Или в сети Интернет.