| | |
1 | Наименование Программы | Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер) |
2 | Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
3 | Цели Программы | Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации; формирование конкурентоспособного сектора транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге; создание условий для устойчивого роста компетенций участников Кластера, повышения научно-технического и технологического уровня, увеличения конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников Кластера; развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия; внедрение инноваций, развитие импортозамещения и локализация продукции транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге |
4 | Задачи Программы | Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера; формирование международной производственной кооперации, сбытовых и маркетинговых сетей за рубежом; развитие системы кадрового обеспечения участников Кластера, повышение уровня подготовки специалистов; формирование системы развития маркетинга и продвижения на рынке продукции (товаров, услуг) участников Кластера; развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры Кластера; развитие малого и среднего бизнеса на территории Кластера; развитие механизмов коммерциализации технологий на территории кластера, инвестиционного и финансового обеспечения деятельности участников Кластера; |
| | повышение инвестиционной привлекательности Кластера; самоорганизация участников Кластера, консолидация ресурсов в части научной и производственной кооперации, оказания взаимных услуг, информационного обмена, маркетинга и менеджмента; создание участниками Кластера стратегических, программных и плановых документов Кластера; развитие инициатив участников Кластера по формированию инновационных проектов с участием двух и более организаций-участников Кластера; организация методической, информационной и инфраструктурной поддержки исследовательской, научной, производственной и маркетинговой деятельности участников Кластера; разработка, изготовление и вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе по программам импортозамещения; участие предприятий Кластера в программах поддержки Правительства Санкт-Петербурга и Российской Федерации, направленных на развитие отрасли машиностроения; содействие обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера |
5 | Сроки реализации Программы | 2017-2019 гг. |
6 | Основные направления реализации Программы | Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере; развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров; развитие производственного потенциала и производственной кооперации; развитие инфраструктуры Кластера; совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера; развитие рыночного потенциала в сфере промышленности |
7 | Исполнители Программы | Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга; акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга"; некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" |
8 | Ожидаемые результаты реализации Программы | Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4; количество новых субъектов малого и среднего предпринимательства - участников Кластера - 3; совместная проработка и увеличение кластерных проектов - на 6; количество реализованных совместных кластерных проектов - 5; рост количества вновь создаваемых рабочих мест - более 50; увеличение средней заработной платы на предприятиях Кластера - 5% к предыдущему году; повышение производительности труда и снижение издержек; увеличение номенклатуры производимой продукции; увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) - более 3500 наименований; импортозамещение продукции - детали для новых вагонов метро |
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера
2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции
В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.
Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.
В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.
Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).
Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.
2.2. Информация о текущем состоянии Кластера
ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.
Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.
Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.