Действующий

О внесении изменений в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп

1. Паспорт программы развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - Программа)


1

Наименование Программы

Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации;
формирование конкурентоспособного сектора транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге;
создание условий для устойчивого роста компетенций участников Кластера, повышения научно-технического и технологического уровня, увеличения конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников Кластера;
развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия;
внедрение инноваций, развитие импортозамещения и локализация продукции транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге

4

Задачи Программы

Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера;
формирование международной производственной кооперации, сбытовых и маркетинговых сетей за рубежом;
развитие системы кадрового обеспечения участников Кластера, повышение уровня подготовки специалистов;
формирование системы развития маркетинга и продвижения на рынке продукции (товаров, услуг) участников Кластера;
развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры Кластера;
развитие малого и среднего бизнеса на территории Кластера;
развитие механизмов коммерциализации технологий на территории кластера, инвестиционного и финансового обеспечения деятельности участников Кластера;

повышение инвестиционной привлекательности Кластера;
самоорганизация участников Кластера, консолидация ресурсов в части научной и производственной кооперации, оказания взаимных услуг, информационного обмена, маркетинга и менеджмента;
создание участниками Кластера стратегических, программных и плановых документов Кластера;
развитие инициатив участников Кластера по формированию инновационных проектов с участием двух и более организаций-участников Кластера;
организация методической, информационной и инфраструктурной поддержки исследовательской, научной, производственной и маркетинговой деятельности участников Кластера;
разработка, изготовление и вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе по программам импортозамещения;
участие предприятий Кластера в программах поддержки Правительства Санкт-Петербурга и Российской Федерации, направленных на развитие отрасли машиностроения;
содействие обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера

5

Сроки реализации Программы

2017-2019 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;
развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
развитие производственного потенциала и производственной кооперации;
развитие инфраструктуры Кластера;
совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;
развитие рыночного потенциала в сфере промышленности

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;
акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";
некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4;
количество новых субъектов малого и среднего предпринимательства - участников Кластера - 3;
совместная проработка и увеличение кластерных проектов - на 6;
количество реализованных совместных кластерных проектов - 5;
рост количества вновь создаваемых рабочих мест - более 50;
увеличение средней заработной платы на предприятиях Кластера - 5% к предыдущему году;
повышение производительности труда и снижение издержек;
увеличение номенклатуры производимой продукции;
увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) - более 3500 наименований;
импортозамещение продукции - детали для новых вагонов метро

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

    

    2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции


В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.

Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.

В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.

Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).

Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.

Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.

Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.