ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 января 2017 года N 1-рп

О внесении изменений в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп



1. Внести в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" следующие изменения:

1.1. Дополнить распоряжение пунктом 1.5 следующего содержания:

"1.5. Программу развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" согласно приложению N 5".

1.2. Дополнить распоряжение приложением N 5, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

1.3. В пункте 7 раздела "Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" приложения N 1 к распоряжению, пункте 6 раздела "Паспорт программы развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" приложения N 3 к распоряжению и пункте 6 раздела "Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" приложения N 4 к распоряжению слова "открытое акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" заменить словами "акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга".

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.

Исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
А.Н.Говорунов

     

     

Приложение
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 11.01.2017 N 1-рп

     

Программа развития
Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"

1. Паспорт программы развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - Программа)


1

Наименование Программы

Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации;
формирование конкурентоспособного сектора транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге;
создание условий для устойчивого роста компетенций участников Кластера, повышения научно-технического и технологического уровня, увеличения конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников Кластера;
развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия;
внедрение инноваций, развитие импортозамещения и локализация продукции транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге

4

Задачи Программы

Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера;
формирование международной производственной кооперации, сбытовых и маркетинговых сетей за рубежом;
развитие системы кадрового обеспечения участников Кластера, повышение уровня подготовки специалистов;
формирование системы развития маркетинга и продвижения на рынке продукции (товаров, услуг) участников Кластера;
развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры Кластера;
развитие малого и среднего бизнеса на территории Кластера;
развитие механизмов коммерциализации технологий на территории кластера, инвестиционного и финансового обеспечения деятельности участников Кластера;

повышение инвестиционной привлекательности Кластера;
самоорганизация участников Кластера, консолидация ресурсов в части научной и производственной кооперации, оказания взаимных услуг, информационного обмена, маркетинга и менеджмента;
создание участниками Кластера стратегических, программных и плановых документов Кластера;
развитие инициатив участников Кластера по формированию инновационных проектов с участием двух и более организаций-участников Кластера;
организация методической, информационной и инфраструктурной поддержки исследовательской, научной, производственной и маркетинговой деятельности участников Кластера;
разработка, изготовление и вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе по программам импортозамещения;
участие предприятий Кластера в программах поддержки Правительства Санкт-Петербурга и Российской Федерации, направленных на развитие отрасли машиностроения;
содействие обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера

5

Сроки реализации Программы

2017-2019 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;
развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
развитие производственного потенциала и производственной кооперации;
развитие инфраструктуры Кластера;
совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;
развитие рыночного потенциала в сфере промышленности

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;
акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";
некоммерческое партнерство инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4;
количество новых субъектов малого и среднего предпринимательства - участников Кластера - 3;
совместная проработка и увеличение кластерных проектов - на 6;
количество реализованных совместных кластерных проектов - 5;
рост количества вновь создаваемых рабочих мест - более 50;
увеличение средней заработной платы на предприятиях Кластера - 5% к предыдущему году;
повышение производительности труда и снижение издержек;
увеличение номенклатуры производимой продукции;
увеличение объема реализованных товаров (работ, услуг) - более 3500 наименований;
импортозамещение продукции - детали для новых вагонов метро

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

    

    2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции


В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.

Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.

В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.

Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).

Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.

Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.

Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.

Характеристика текущего состояния промышленного потенциала участников Кластера

N п/п

Наименование

Единица измерения

Показатель

1

Количество предприятий, участников Кластера

штук

13

2

Общее количество работников предприятий Кластера

человек

1050

3

Совокупный оборот денежных средств предприятий - участников Кластера

млрд.руб.

4,5

4

Средняя заработная плата на предприятиях Кластера в пересчете на одного работника

руб.

48000

2.3. Перспективы развития Кластера

    

    2.3.1. Перспективы развития промышленного потенциала участников Кластера


За счет реализации Программы планируется сократить имеющийся разрыв в конкурентоспособности продукции предприятий Кластера с зарубежными аналогами и выйти на устойчивую траекторию дальнейшего развития, сформировать глобально конкурентоспособный кластер в сфере транспортного машиностроения.

ИПК ТМ "МЖТ" через пять лет - это передовой российский научно-производственный центр в области транспортного машиностроения.

2.3.2. Перспективы развития инфраструктуры Кластера


Основные перспективы развития инфраструктуры Кластера связаны с усилением конкурентоспособности предприятий Кластера в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации:

дальнейшее развитие научных исследований в области инновационного производства запасных частей для подвижного состава городского транспорта и транспортной инфраструктуры региона;

использование (применение) новейших разработок, технологических решений и нового оборудования;

разработка инновационных видов продукции;

развитие системы профессионального обучения и повышения квалификации.

К основным приоритетам расширения объемов выпускаемой продукции предприятий Кластера относятся:

увеличение количества выпускаемых видов продукции путем включения в Кластер дополнительных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями, и реализации новых инвестиционных проектов;

привлечение дополнительных прямых инвестиций, вовлечение дополнительных научно-исследовательских и образовательных учреждений, обладающих необходимым научным потенциалом по данному направлению, за счет этого расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

интеграция научно-производственных возможностей, что позволит реализовывать совместные проекты, привлекая значительные объемы инвестиций, в том числе за счет федеральных целевых программ.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера

    

    3.1. Сильные стороны Кластера


Сильными сторонами Кластера являются:

добровольное объединение и координация общих усилий предприятий, расположенных в одном регионе, связанных общими задачами и целями, общей кооперацией и единым подходом к стандартам качества выпускаемой продукции;

высокая концентрация предприятий в области транспортного машиностроения на территории Санкт-Петербурга, наличие полного технологического цикла разработки и производства деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;

наличие крупнейшего специализированного образовательного центра Кластера -федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого";

современный уровень технологического перевооружения ряда предприятий, осуществляющих разработки и производство деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;

высокий уровень концентрации объектов инновационной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга;

частично созданные внутрикластерные кооперационные цепочки, позволяющие проводить практически полный цикл по продукции машиностроения;

наличие современных конкурентоспособных разработок новой продукции, высококвалифицированных инженерно-технических работников, высокопроизводительного современного оборудования;

сокращение сроков внедрения новых наукоемких разработок в производство в связи с уменьшением временных затрат на принятие организационных решений.

3.2. Слабые стороны Кластера


Слабыми сторонами Кластера являются:

недостаточный уровень кооперации участников Кластера между собой, сохраняющаяся излишняя "закрытость" многих предприятий Кластера, незначительная вовлеченность предприятий Кластера в цепочки по производству готовой продукции;

дефицит кадров, чьи компетенции необходимы для развития действующих и освоения новых технологий, существующая потребность в технических специальностях не покрывается за счет локальных учебных заведений;

ориентация большинства участников Кластера на государственный заказ как на основной источник спроса на продукцию (товары, услуги) Кластера;

отсутствие у большинства предприятий Кластера опережающих разработок конечной продукции;

высокие относительные издержки на решение вопросов аренды производственных помещений.

3.3. Возможности для Кластера


При сохранении существующих темпов развития возможно сокращение существенного технологического отставания предприятий Кластера от мировых лидеров в вопросах производства продукции транспортного машиностроения и разработки современной продукции на территории Кластера.

Сохраняются серьезные перспективы освоения новых потенциальных рынков заказов в области транспортного машиностроения.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, наряду с другими действующими программами предусматривает наращивание объемов государственного заказа в области специализации предприятий Кластера.

Существующие программы Правительства Санкт-Петербурга направлены на поддержку инновационных предприятий, в том числе на сокращение издержек при реализации новых инновационных проектов предприятиями Кластера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»