РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 января 2017 года N 1-рп
О внесении изменений в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп
1. Внести в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" следующие изменения:
1.1. Дополнить распоряжение пунктом 1.5 следующего содержания:
"1.5. Программу развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" согласно приложению N 5".
1.2. Дополнить распоряжение приложением N 5, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
1.3. В пункте 7 раздела "Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" приложения N 1 к распоряжению, пункте 6 раздела "Паспорт программы развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" приложения N 3 к распоряжению и пункте 6 раздела "Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" приложения N 4 к распоряжению слова "открытое акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" заменить словами "акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга".
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.
Исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
А.Н.Говорунов
Программа развития
Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника"
1 | Наименование Программы | Программа развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" (далее - ИПК ТМ "МЖТ", Кластер) |
2 | Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р; |
3 | Цели Программы | Усиление статуса Санкт-Петербурга как центра транспортного машиностроения Российской Федерации; |
4 | Задачи Программы | Повышение уровня компетенции участников Кластера, конкурентоспособности и качества продукции, развитие конкурентной среды среди предприятий Кластера; |
повышение инвестиционной привлекательности Кластера; | ||
5 | Сроки реализации Программы | 2017-2019 гг. |
6 | Основные направления реализации Программы | Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере; |
7 | Исполнители Программы | Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга; |
8 | Ожидаемые результаты реализации Программы | Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, - на 4; |
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера
2.1. Оценка текущего состояния рынков производимой Кластером продукции
В настоящее время снижен спрос на обновление подвижного состава: вагонов метро, трамваев, автобусов, троллейбусов, электропоездов и пассажирских вагонов.
Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" производит готовой продукции (пассажирские вагоны) менее чем на 25% от своей производственной мощности, которая составляет 1200 вагонов в год.
В Санкт-Петербурге резко снизился объем закупки новых трамваев, к 2018 году планируется закупить 17 трамваев и 36 троллейбусов, а подлежат выводу из эксплуатации, связанному с выработкой моторесурса, около 700 трамваев. Износ троллейбусного парка достиг 40%.
Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") в ближайшее время планирует закупку нового подвижного состава в связи с окончанием выработки моторесурса около 70% подвижного состава. В 2017 году планируется поставка 6 составов на 1-й и 3-й линиях метрополитена (36 вагонов).
Анализ состояния эскалаторов Санкт-Петербургского метрополитена показал, что в настоящее время в Санкт-Петербургском метрополитене эксплуатируется около 250 эскалаторов 16 типов. 39 эскалаторов типа ЭМ-4, ЛТ-1 и ЛТ-3 находятся в эксплуатации более 50 лет, 43 эскалатора типа ЛТ-2 и ЛТ-3 - более 40 лет. Эскалаторы типов ЭМ-4, ЛТ-1, ЛТ-2 и ЛТ-3 в значительной мере выработали свой ресурс и подлежат замене.
2.2. Информация о текущем состоянии Кластера
ИПК ТМ "МЖТ" является одним из наиболее эффективных кластеров, объединяющим в своем составе 13 организаций, в том числе научно-образовательные и производственные компании.
Основной целью Кластера является сотрудничество крупных потребителей вагонов метро и железнодорожной техники со средними и малыми предприятиями, разработчиками технологий, связывающих поставщиков и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой производственной цепочки. Кластер специализируется на поставке продукции и услуг для потребностей метрополитена и предприятий железнодорожного транспорта. В рамках Кластера создан центр по локализации производителей компонентов для вагоностроительной промышленности.
Внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. В основе процесса образования Кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и смежными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников Кластера, в том числе в повышении конкурентоспособности.
N п/п | Наименование | Единица измерения | Показатель |
1 | Количество предприятий, участников Кластера | штук | 13 |
2 | Общее количество работников предприятий Кластера | человек | 1050 |
3 | Совокупный оборот денежных средств предприятий - участников Кластера | млрд.руб. | 4,5 |
4 | Средняя заработная плата на предприятиях Кластера в пересчете на одного работника | руб. | 48000 |
2.3. Перспективы развития Кластера
2.3.1. Перспективы развития промышленного потенциала участников Кластера
За счет реализации Программы планируется сократить имеющийся разрыв в конкурентоспособности продукции предприятий Кластера с зарубежными аналогами и выйти на устойчивую траекторию дальнейшего развития, сформировать глобально конкурентоспособный кластер в сфере транспортного машиностроения.
ИПК ТМ "МЖТ" через пять лет - это передовой российский научно-производственный центр в области транспортного машиностроения.
2.3.2. Перспективы развития инфраструктуры Кластера
Основные перспективы развития инфраструктуры Кластера связаны с усилением конкурентоспособности предприятий Кластера в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации:
дальнейшее развитие научных исследований в области инновационного производства запасных частей для подвижного состава городского транспорта и транспортной инфраструктуры региона;
использование (применение) новейших разработок, технологических решений и нового оборудования;
разработка инновационных видов продукции;
развитие системы профессионального обучения и повышения квалификации.
К основным приоритетам расширения объемов выпускаемой продукции предприятий Кластера относятся:
увеличение количества выпускаемых видов продукции путем включения в Кластер дополнительных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями, и реализации новых инвестиционных проектов;
привлечение дополнительных прямых инвестиций, вовлечение дополнительных научно-исследовательских и образовательных учреждений, обладающих необходимым научным потенциалом по данному направлению, за счет этого расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
интеграция научно-производственных возможностей, что позволит реализовывать совместные проекты, привлекая значительные объемы инвестиций, в том числе за счет федеральных целевых программ.
3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера
3.1. Сильные стороны Кластера
Сильными сторонами Кластера являются:
добровольное объединение и координация общих усилий предприятий, расположенных в одном регионе, связанных общими задачами и целями, общей кооперацией и единым подходом к стандартам качества выпускаемой продукции;
высокая концентрация предприятий в области транспортного машиностроения на территории Санкт-Петербурга, наличие полного технологического цикла разработки и производства деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;
наличие крупнейшего специализированного образовательного центра Кластера -федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого";
современный уровень технологического перевооружения ряда предприятий, осуществляющих разработки и производство деталей, узлов и комплектующих широкого спектра;
высокий уровень концентрации объектов инновационной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга;
частично созданные внутрикластерные кооперационные цепочки, позволяющие проводить практически полный цикл по продукции машиностроения;
наличие современных конкурентоспособных разработок новой продукции, высококвалифицированных инженерно-технических работников, высокопроизводительного современного оборудования;
сокращение сроков внедрения новых наукоемких разработок в производство в связи с уменьшением временных затрат на принятие организационных решений.
3.2. Слабые стороны Кластера
Слабыми сторонами Кластера являются:
недостаточный уровень кооперации участников Кластера между собой, сохраняющаяся излишняя "закрытость" многих предприятий Кластера, незначительная вовлеченность предприятий Кластера в цепочки по производству готовой продукции;
дефицит кадров, чьи компетенции необходимы для развития действующих и освоения новых технологий, существующая потребность в технических специальностях не покрывается за счет локальных учебных заведений;
ориентация большинства участников Кластера на государственный заказ как на основной источник спроса на продукцию (товары, услуги) Кластера;
отсутствие у большинства предприятий Кластера опережающих разработок конечной продукции;
высокие относительные издержки на решение вопросов аренды производственных помещений.
3.3. Возможности для Кластера
При сохранении существующих темпов развития возможно сокращение существенного технологического отставания предприятий Кластера от мировых лидеров в вопросах производства продукции транспортного машиностроения и разработки современной продукции на территории Кластера.
Сохраняются серьезные перспективы освоения новых потенциальных рынков заказов в области транспортного машиностроения.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, наряду с другими действующими программами предусматривает наращивание объемов государственного заказа в области специализации предприятий Кластера.
Существующие программы Правительства Санкт-Петербурга направлены на поддержку инновационных предприятий, в том числе на сокращение издержек при реализации новых инновационных проектов предприятиями Кластера.