Статус документа
Статус документа


РБ-120-16



РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА УЯЗВИМОСТИ РАДИАЦИОННОГО ОБЪЕКТА"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 535

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 14 декабря 2016 г.


Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта" РБ-120-16 (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" НП-034-15, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280.

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению анализа уязвимости объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (радиационных объектов).

Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на обеспечение физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с требованиями пункта 2 НП-034-15.

Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами.

Настоящее Руководство по безопасности разработано с учетом рекомендаций МАГАТЭ и отечественного опыта регулирования и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.

Выпускается впервые.

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Сазонов А.Д., к.т.н., Петровский Н.П., к.т.н., Телков С.Н., к.т.н., Пинчук Г.Н., к.т.н., Радченко В.Е., Смирнов В.В., к.т.н., Егоров А.А., Киртаев А.Е. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Кузин В.В., Стешенко М.С., Иванов М.В., Ковалёв К.В. (Ростехнадзор).

При разработке учтены замечания и предложения заинтересованных организаций и ведомств.

     

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта" (РБ-120-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований пунктов 4, 6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280 (далее - НП-034-15), и пунктов 4, 8 приложения N 3 к указанным федеральным нормам и правилам.

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению анализа уязвимости объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты).

3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения при разработке организационных мер по обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, разработки документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения в организации (на предприятии), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация), подготовке исходных данных для комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения руководителем организации или лицом, им уполномоченным, (далее - руководитель организации) и персоналом физической защиты, а также специалистами организаций, оказывающих услуги по проведению анализа уязвимости радиационных объектов (далее - анализ уязвимости).

5. Под анализом уязвимости в настоящем Руководстве по безопасности понимается организованный руководителем организации процесс выявления мест использования или хранения радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, а также отдельных элементов систем, оборудования радиационного источника или пункта хранения, действия в отношении которых могут привести к чрезвычайной ситуации, создающей угрозу здоровью либо жизни людей в результате воздействия радиации, или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды, или хищению радиоактивных веществ (далее - уязвимые места), определения угроз, вероятных способов их осуществления и моделей нарушителей.

6. Способы (методы) проведения анализа уязвимости могут отличаться от рекомендованных в настоящем Руководстве по безопасности при обосновании выбранных способов (методов) для достижения цели проведения анализа уязвимости.

II. Проведение анализа уязвимости

7. Результаты анализа уязвимости служат исходными данными для создания (совершенствования) системы физической защиты радиационных объектов в организации.

8. Руководителю организации рекомендуется проводить анализ уязвимости в следующих случаях:

1) при создании (совершенствовании) системы физической защиты радиационных объектов;

2) при изменении основных угроз ядерно- и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей на федеральном и региональном уровнях на основании информации, полученной от территориальных органов безопасности;

3) при изменении условий эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и обращения с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами;

4) при реконструкции радиационных объектов, изменении их расположения и количества в организации.

9. Для проведения анализа уязвимости руководителю организации рекомендуется создать рабочую группу, в состав которой включить:

1) представителей персонала физической защиты, включая представителей руководства подразделения сил охраны;

2) специалистов организации, компетентных в вопросах функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов;

3) представителей специализированной организации, выполняющей анализ уязвимости (в случае привлечения такой организации по решению руководителя организации);

4) специалистов в области радиационной, технической (технологической), пожарной безопасности, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

В состав рабочей группы также могут включаться представители территориальных органов внутренних дел и территориальных органов безопасности.

10. Рекомендуется разработать план (программу) проведения анализа уязвимости, устанавливающий сроки его проведения.

11. Рекомендуется, чтобы основными этапами проведения анализа уязвимости были:

1) обследование организации;

2) определение угроз;

3) определение модели нарушителей.

12. Рекомендуется, чтобы руководитель рабочей группы, ее состав, задачи и план (программа) проведения анализа уязвимости утверждались руководителем организации.

13. По результатам анализа уязвимости рекомендуется разрабатывать документы, определяющие перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, и модель нарушителей.

14. В случае если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, анализ уязвимости может проводиться в рамках анализа уязвимости ядерного объекта. Результаты анализа уязвимости рекомендуется включать в отчет по анализу уязвимости ядерного объекта в виде отдельного раздела или ссылок на соответствующие документы.

III. Рекомендации по обследованию организации

15. Обследование организации проводится для определения мест, где размещаются или могут находиться радиоактивные вещества, радиационные источники и пункты хранения, выявления уязвимых мест и установления перечня радиационных объектов и их границ.

16. Обследование организации представляет собой процесс изучения проектной документации в организации, визуального осмотра ее территории, мест использования или хранения радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и элементов систем и оборудования радиационного источника или пункта хранения, документирования результатов обследования в виде описания организации и последующей подготовки документа, определяющего перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации.

17. При обследовании организации рекомендуется документировать (описывать) следующий состав сведений:

1) общие сведения об организации:

наименование организации;

тип организации (например, медицинское учреждение, промышленное предприятие, исследовательский институт);

основные характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения (наименование источника ионизирующего излучения, радиоактивный элемент в основе источника, его активность, назначение и технические особенности радиационных источников и пунктов хранения);

2) особенности территориального расположения организации (тип местности, удаленность от населенных пунктов, особенности рельефа и растительности, особенности прилегающей акватории (в случае ее наличия), климатические и погодные условия, а также иные природные особенности на территории расположения радиационных объектов и прилегающей местности);

3) сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, в которых размещаются или могут размещаться радиоактивные вещества, радиационные источники, пункты хранения, пункты управления системы физической защиты и силы охраны:

размеры здания (сооружения), количество этажей, поэтажные планы, планы помещений;

описание мест прохода в здание (например: количество входов/выходов, в том числе аварийных, места их размещения, типы дверных конструкций);

особенности конструкции оконных проемов, наличие усиления их решетками и другими физическими барьерами;

особенности систем вентиляции, трубопроводов, канализации (в том числе кабельной), тоннелей, шахт, через которые могут проникать нарушители;

факты применения дополнительных конструкций на фасадах зданий и сооружений (например, эвакуационные пожарные лестницы, архитектурные строительные элементы);

характеристики помещений, в которых размещаются или могут размещаться радиоактивные вещества, радиационные источники, пункты хранения (например, расположение входов/выходов, тип прочности строительных конструкций, от которого зависит возможность проделывания в конструкциях нарушителями отверстий-лазов, количество окон);

сведения о мерах по ограничению доступа к радиоактивным веществам и радиационным источникам в местах их хранения и использования (например, применение специальных упаковок, контейнеров, сейфов);

4) перечень радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в организации, с указанием мест их размещения;

5) перечень выявленных уязвимых мест (может совпадать с местами размещения радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения); примеры выявления уязвимых мест приведены в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности;

6) особенности примененных на данном объекте систем радиационной, пожарной, технической (технологической) безопасности, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

7) сведения о сторонних организациях, расположенных или выполняющих работы на территории организации, с указанием мест их размещения и помещений, зданий, сооружений, в которые разрешен доступ персоналу этих организаций.

18. При обследовании организации рекомендуется описывать в том числе сооружения и площадки, на которых нет радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, но действия нарушителей на которых могут представлять для них угрозу.

19. Указанный в пунктах 17, 18 настоящего Руководства по безопасности состав сведений рекомендуется не рассматривать как исчерпывающий при проведении обследования организации. По решению рабочей группы могут фиксироваться дополнительные характеристики и особенности радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения и мест их размещения.

20. На основании обследования организации рабочей группой устанавливаются перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации (рекомендуется включать в границы радиационных объектов не только места, в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения, но и иные выявленные уязвимые места).

21. По результатам обследования организации готовится документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, утверждаемый руководителем организации, в который рекомендуется включать:

1) наименование радиоактивных веществ, радиационного источника и пункта хранения (например, гамма-терапевтический аппарат "Агат-Р", гамма-нож "Leksell Gamma Knife", пункт хранения радиоактивных веществ N 33-2);

2) наименование радиационного объекта (например, здание N 17, помещение N 401 здания N 21-э);

3) краткое описание границы радиационного объекта (например, граница радиационного объекта помещения N 3 корпуса Б проходит по периметру помещения N 3, граница радиационного объекта помещения N 17-а здания N 12 проходит по периметру здания N 12).

22. Рекомендуется составить и привести в приложении к документу, определяющему перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, схему в масштабе с указанием:

1) периметра территории организации;

2) границ и состава радиационных объектов;

3) дорог и типа их покрытия;

4) в случае, если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, указываются средства управления доступом и ограждения на периметре охраняемых зон ядерного объекта, в пределах которых располагаются радиационные объекты.

IV. Определение угроз

23. Угрозы рекомендуется определять на основании перечня основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

24. Под угрозой для радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения понимается совокупность условий и факторов, создающих возможность совершения хищения радиоактивных веществ или радиационных источников либо диверсии.

25. При определении угроз для радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения рассматриваются угрозы, связанные с преднамеренными целенаправленными действиями нарушителей, определенных в модели нарушителей.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs