ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 февраля 2014 года N ММВ-7-6/66@

Об утверждении Концепции системы управления информационной безопасностью ФНС России

(с изменениями на 19 июня 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФНС России от 19 июня 2018 года N ММВ-7-6/399@.

____________________________________________________________________



В целях реализации пункта 6.2.6 "Концепции информационной безопасности ФНС России", утвержденной приказом ФНС России от 13.01.2012 N ММВ-7-4/6@, и повышения эффективности управления информационной безопасностью

приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы управления информационной безопасностью ФНС России согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С.Петрушина.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

     

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНА
приказом ФНС России
от 25 февраля 2014 года N ММВ-7-6/66@
(В редакции, введенной в действие
приказом ФНС России
от 19 июня 2018 года N ММВ-7-6/399@
. -
См. предыдущую редакцию)

     Концепция системы управления информационной безопасностью ФНС России

Перечень нормативных документов

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2013 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

4. РД.ФСТЭК России. "Методика определения актуальных угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры", 2007 года;

5. Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 года N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

6. Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";

7. "Концепция информационной безопасности Федеральной налоговой службы", утвержденная приказом ФНС России от 13 января 2012 года N ММВ-7-4/6@;

8. "Положение по информатизации Федеральной налоговой службы", утвержденное приказом ФНС России от 23 января 2006 года N САЭ-3-13/31@;

9. "Модель угроз и нарушителя безопасности информации во внешних и внутренних каналах обмена данными АИС ФНС России"; утвержденная приказом ФНС России от 28.05.2015 N ММВ-7-6/220@;

10. "Модель угроз и нарушителя информационной безопасности объекта информатизации ФНС России", утвержденная приказом ФНС России от 23.05.2013 N ММВ-7-4/181@;

11. "Концепция построения системы управления информационной безопасностью Федеральной налоговой службы", утвержденная приказом от 10 июня 2008 года N ВЕ-4-6/24дсп@;

12. "Руководство по организации информационной безопасности на объектах информатизации Федеральной налоговой службы", утвержденное приказом от 23 октября 2007 года N ММ-4-27/29дсп@.

Обозначения и сокращения


АЦ ЦУБИ - Аналитический центр ЦУБИ;

ГИС - государственная информационная система;

ИА - информационный актив;

ИБ - информационная безопасность;

ИКД - информационная карточка документов;

ИКСИБ - информационная карточка сотрудника ИБ;

ИКТС - информационная карточка третьей стороны;

ИКИ - информационная карта инцидентов;

ИКР - информационная карта рисков;

ИТ - информационные технологии;

КИИ - критическая информационная инфраструктура;

ИЛП ОИ - Информационно-логический паспорт объекта информатизации;

МИ ФНС России по ЦОД - Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных;

МИ ФНС России по КН - Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

МИ ФНС России по ФО - Межрегиональная инспекция ФНС России по Федеральному округу;

СМЭВ - Система межведомственного электронного взаимодействия.

СОБИ ФНС России - Система обеспечения безопасности информации ФНС России;

СУИБ - Система управления информационной безопасностью;

ТОРМ ФНС России - Территориально-обособленное рабочее место ФНС России.

ПДн - персональные данные;

ПО - программное обеспечение;

МЭДО - Межведомственный Электронный Документооборот;

ТС - техническое средство;

УФНС России - Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации;

ФКУ ФНС России - Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России;

ЦУБИ ФНС России - Центр управления безопасностью информации ФНС России.

1. Общие положения


Настоящая концепция управления информационной безопасностью (ИБ) определяет систему взглядов на проблему регулирования и координации при управлении информационной безопасностью в Федеральной налоговой службе, ее территориальных органах и подведомственных организациях, а также при взаимодействии налоговых органов между собой, с Федеральными органами государственной власти и при оказании государственных услуг.

Под управлением информационной безопасностью в ФНС России понимается подмножество взаимоувязанных, циклических процессов, направленных на достижение заданных параметров ИБ.

Под системой управления информационной безопасностью (СУИБ) в ФНС России понимается часть общей системы управления, основанной на оценке рисков, которая предназначена для создания, внедрения, эксплуатации, мониторинга, анализа, сопровождения и совершенствования информационной безопасности.

СУИБ ФНС России включает в себя политики, действия по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы.

Создание централизованной СУИБ является стратегическим решением ФНС России.

Целями создания СУИБ ФНС России являются:

- повышение доверия к ФНС России со стороны граждан Российской Федерации;

- повышение стабильности функционирования отдельных налоговых органов и, как следствие, всей Службы в целом;

- предотвращение и/или снижение до приемлемого уровня ущерба от инцидентов ИБ;

- снижение затрат на ИБ в ФНС России за счет оптимизации СУИБ;

- достижение адекватности мер по защите в зависимости от реальности угроз ИБ и допустимых рисков;

- информационная поддержка 8-го Центра ФСБ России по вопросам сетевых атак на ресурсы АИС ФНС России;

- информационная поддержка служб собственной безопасности при обеспечении превентивных мер и проведении расследований.

Основными задачами СУИБ ФНС являются:

- управление политиками информационной безопасности и поддержание документации информационной безопасности в актуальном состоянии;

- управление угрозами информационной безопасности и рисками;

- управление активами информационной безопасности и поддержание информационной безопасности в актуальном состоянии;

- управление персоналом информационной безопасности и организациями-подрядчиками;

- управление процессами информационного обеспечения подразделений собственной безопасности налоговых органов и "специальными" вопросами;

- управление инцидентами информационной безопасности;

- управление системой криптографической защиты информации;

- оперативное управление и мониторинг состояния информационной безопасности в налоговых органах;

- техническое сопровождение и эксплуатация средств СОБИ

Решение задач управления организуется и обеспечивается центром управления безопасностью информации ФНС России.

Под Центром управления безопасностью информации (ЦУБИ) ФНС России понимается организационно-функциональная структура ЦА ФНС России и подчиненного ему аналитического центра (АЦ).

Под филиалами ЦУБИ понимаются подразделения ИБ в составе УФНС России и Межрегиональных инспекций ФНС России.

Вопросы управления информационной безопасностью тесно взаимоувязаны с вопросами управления ИТ структурой и собственной безопасностью. Средства автоматизированной поддержки управления ИБ и ИТ структурой могут строиться на базе единой платформы. Вместе с тем управление ИБ имеет свою специфику и должно организовываться как самостоятельная и независимая система.

Действующие нормативные документы по ИБ определяют необходимость построения СУИБ и, как следствие, ЦУБИ как самостоятельной системы.

Процесс управления ИБ в ФНС России организуется с помощью множества правил, представляющих сложную иерархическую систему технологических, инструктивных и организационно-распорядительных документов, предназначенных для исполнения различными категориями сотрудников ФНС России. Совокупность таких правил формирует Политику управления ИБ в ФНС России. Концепция СУИБ является документом общей Политики ИБ ФНС России, отражающей официально принятую в ФНС России систему взглядов на СУИБ и пути ее решения.

Концепция СУИБ определяет пути достижения требуемого уровня управления ИБ (при проектировании и внедрении, обеспечении функционирования (эксплуатации) и контроле) в ходе оказания государственных информационных услуг и при повседневной деятельности подразделений ФНС России через создание продуманной, централизованной системы управления ИБ.

Концепция дает возможность выработки стратегической линии, долгосрочных подходов к комплексному решению задач управления ИБ, учитывающих прогнозы развития информационных технологий, появления новых угроз информационной безопасности, тенденций развития методов и средств защиты информации и позволяющих адаптировать СУИБ к любой достаточно сложной и изменчивой ситуации.

Внутренние документы ФНС России по управлению, затрагивающие вопросы ИБ, должны разрабатываться с учетом положений Концепции СУИБ и не противоречить им.

Настоящая Концепция определяет основные принципы построения СУИБ и ЦУБИ с точки зрения реализации единой политики ИБ ФНС России.

В первом разделе приведено общее описание структуры СУИБ, определено место ЦУБИ в этой структуре.

Во втором разделе концепции определяются процессы регулирования при управлении информационной безопасностью. Приводится описание каждого из процессов в обобщенном виде.

В третьем разделе концепции представлено описание функций ЦУБИ, являющегося механизмом реализации эффективного управления ИБ в ФНС России. Для информационной поддержки ЦУБИ создается аналитический центр ФНС России. В разделе определены основные функции и задачи автоматизированной поддержки СУИБ.

В четвертом разделе схематично определена обобщенная организационно-функциональная структура ЦУБИ и аналитического центра, а также определены основные функции филиала ЦУБИ в УФНС России или МИ ФНС России по КН.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»