ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 14 октября 2016 года N 1465/16
Об отмене приказа Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2015 N 80/21 "О тарифах на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые ООО "СеверЭнергоПром" потребителям Республики Коми"
На основании приказа ФАС России от 11.05.2016 N 579/16 "О проведении внеплановой выездной проверки Службы Республики Коми по тарифам" была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Службы Республики Коми по тарифам.
По результатам проведения проверки, были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2015 N 80/21 "О тарифах на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые ООО "СеверЭнергоПром" потребителям Республики Коми" были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемую ООО "СеверЭнергоПром" потребителям Республики Коми на 2016 год.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Между тем, в нарушение вышеуказанных положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, ФАС России установлено, что в экспертном заключении об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "СеверЭнергоПром" на территории Республики Коми на 2016 год, подготовленном экспертами Службы Республики Коми по тарифам, в части экспертизы производственных показателей и затрат на осуществление поставок тепловой энергии потребителям, подключенным к тепловым сетям ООО "Теплосервис", ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", ЭМУП "Жилкомхоз", участок N 5 Лит.1 отсутствует следующая информация:
- анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат (экспертами не приведен анализ корректировки затрат, предложенных предприятием);
- обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (отсутствует анализ и обоснование уровня потерь тепловой энергии при передаче);
- мотивированные выводы и рекомендации экспертов.
Таким образом, в нарушение пункта 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, орган регулирования при установлении тарифов фактически не осуществлял расчет экономически обоснованных расходов ООО "СеверЭнергоПром", в экспертных заключениях приведены только конечные цифры без обоснования, а также отсутствует отсылка на показатели нормативов потерь тепловой энергии, в том числе на реквизиты актов, установивших данные показатели.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Постановлением Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 "О создании государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" было создано государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения".
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что функции и полномочия учредителя государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" осуществляет Служба Республики Коми по тарифам.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 "О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" утвержден порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми по развитию строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми.
В целях реализации указанного порядка, Службой Республики Коми по тарифам были утверждены ставки отчислений на энергосбережение в % от установленной величины НВВ регулируемых организаций, которые были включены в тарифы регулируемых организаций:
- приказом от 31.10.2013 N 84/1 на 2014 год - 1,0%,
- приказом от 15.12.2014 N 86/1 на 2015 год - 0,4%,
- приказом от 26.10.2015 N 61/1 на 2016 год - 0,68%, на 2017 год - 0,54% и на 2018 год - 0,90%.
Указанные отчисления перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения".
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", действовавшего на момент утверждения государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральной закон от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" признан утратившим силу.
Таким образом, с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при определении тарифов на тепловую энергию, отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение.
Также в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 N 288-р "О реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Служба Республики Коми по тарифам при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) учитывает средства, получаемые с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения на территории Республики Коми в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При этом установлено, что государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" направляет средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные указанной программой.
Однако согласно действующему законодательству состав расходов, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) определяется основами ценообразования, утвержденными в установленном порядке Правительством Российской Федерации, а также методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), а не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству, регулирующему отношения в сфере энергосбережения, а именно части 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
В части 7 вышеупомянутой статьи установлено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В этой связи, утвержденный органом регулирования порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и учет этих расходов в регулируемых тарифах неправомерен.
Кроме того, Федеральный закон от 21.07.2010 N 190-ФЗ* "О теплоснабжении" и Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, также не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения, не проводимых самими регулируемыми организациями.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 27.07.2010 N 190-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.
Таким образом, утвержденный органом регулирования порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организации, осуществляющей, регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах неправомерен.
В этой связи, в состав необходимой валовой выручки ООО "СеверЭнергоПром" были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности данной организации в сумме 751,15 тыс.руб.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России установлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой Республики Коми по тарифам, выразившиеся в отсутствии надлежащего анализа заявленных расходов ООО "СеверЭнергоПром", что в итоге привело к включению необоснованных затрат в состав тарифов на теплоснабжение для конечных потребителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123,
приказываю:
1. Признать Службу Республики Коми по тарифам нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в части непринятия мер по проведению анализа экономической обоснованности заявленных затрат регулируемой организации, включаемых в состав тарифов в сфере теплоснабжения.
2. Отменить с 01.11.2016 приказ Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2015 N 80/21 "О тарифах на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые ООО "СеверЭнергоПром" потребителям Республики Коми".
3. Предписать Службе Республики Коми по тарифам в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решение об установлении тарифов для ООО "СеверЭнергоПром", а также провести анализ экономической обоснованности заявленных затрат регулируемой организации, с учетом исключения из расчета указанных тарифов в теплоснабжении расходов "отчисления на энергосбережение" в сумме 751,15 тыс. на 2016 год.
4. Об исполнении настоящего приказа Службе Республики Коми по тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решения об установлении цен (тарифов) в теплоснабжении проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Службы Республики Коми по тарифам, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления Службы Республики Коми по тарифам, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертное заключение Службы Республики Коми по тарифам по результатам проверки материалов ООО "СеверЭнергоПром" для установления тарифов.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А.Пузыревского
Руководитель
И.Ю.Артемьев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка