ОДМ 218.8.005-2014
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах
ОКС 93.100
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 04.08.2014 N 1458-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и направлен на повышение экологической безопасности автомобильных дорог и мостовых сооружений, снижение их негативного экологического воздействия на окружающую среду.
1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для применения эксплуатационными организациями, выполняющими работы по ремонту и содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах в сфере дорожного хозяйства. Методические рекомендации разработаны ФГУП "РОСДОРНИИ" Бобков А.В., Мазепова В.И., Морозова Г.Ю., Бобкова О.А.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения
ГОСТ 17.1.5.02-80 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов
ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 водные ресурсы: Поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
3.2 водный объект: Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
3.3 загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
3.4 лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов: Ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
3.5 норматив допустимого сброса (НДС) вещества в водный объект: Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
3.6 охрана водных объектов: Система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
3.7 предельно допустимая концентрация (ПДК) веществ в воде: Концентрация вещества в воде, выше которой вода не пригодна для одного или нескольких видов водопользования.
3.8 сточные воды: Дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
3.9 экологические платежи: Компенсационные выплаты на восстановление условий благоприятной окружающей среды, нарушаемых в связи с хозяйственной деятельностью юридическим или физическим лицом.
Охрана водных ресурсов на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ [1] и Федеральным законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 N 7-ФЗ [2]. Охрана водных ресурсов является важнейшей составной частью охраны окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов.
Основными источниками загрязнения поверхностных вод в процессе эксплуатации автомобильных дорог являются:
- неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;
- поверхностный сток с территорий предприятий, автодорог и мостовых сооружений;
- фильтрационные утечки загрязняющих веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений.
В целях рационального использования и охраны поверхностных вод организация, эксплуатирующая автомобильную дорогу и мостовое сооружение, должна:
- экономно и рационально использовать водные ресурсы;
- иметь Договор водопользования или Решение о предоставлении водного объекта в пользование с соблюдением их условий;
- предотвращать и устранять загрязнения поверхностных вод;
- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
- иметь контрольно-измерительную аппаратуру или действующий договор с аккредитованной лабораторией по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды, а также соблюдать сроки ее государственной аттестации;
- организовать учет объема забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также организовывать систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами в местах водопользования;
- соблюдать установленные лимиты забора воды и сброса сточных вод;
- разработать инженерные мероприятия по предотвращению сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;
- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
- предотвращать попадание продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;
- разработать план мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта.
Поверхностные стоки с территорий автомобильных дорог и мостов в пределах водоохранных зон должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях.
На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, которая образуется в периоды выпадения дождей, таяния снега и от мойки дорожных покрытий, в количестве не менее 70% годового объема стока с автомобильных дорог и мостов.
В связи со значительной зависимостью загрязненности поверхностного стока от санитарного состояния водосборных площадей и воздушного бассейна, необходимо предусматривать организационно-технические мероприятия по сокращению количества выносимых примесей, включающие:
- организацию регулярной уборки территорий;
- проведение своевременного ремонта дорожных покрытий;
- ограждение зон озеленения бордюрами, исключающими смыв грунта во время ливневых дождей на дорожные покрытия;
- повышение технического состояния эксплуатируемой техники;
- организацию уборки и очистки снега с автомобильных дорог и мостов и в пределах водоохранных зон;
- ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностного стока по временной системе открытых лотков, осветлением его на 50-70% в отстойниках и последующим отведением на очистку;
- исключение сброса в очистные сооружения отходов производства, в том числе и отработанных нефтепродуктов;
- упорядочение складирования и транспортирования сыпучих и жидких материалов.
Выбор схемы отведения и очистки поверхностного стока, а также конструкции очистных сооружений, определяются его качественной и количественной характеристиками.
Условия отведения и очистки поверхностного стока определяются на основании оценки технической возможности реализации различных вариантов и сравнения их технико-экономических показателей.
При выборе схемы отведения необходимо рассматривать, в том числе и вариант использования очищенных сточных вод для производственного водоснабжения, обводнения или орошения.
Предприятия, взявшие на содержание автомобильные дороги и мостовые сооружения, должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства.
Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств и других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.
С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ [1] (см. приложение Б).
В границах водоохранных зон запрещается:
- использование сточных вод для удобрения почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
- осуществление мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (площадки для кратковременной остановки, площадки отдыха).
В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными п.4.6 ограничениями запрещается:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.
Все водопользователи должны иметь план ликвидации аварий, содержащий указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении нештатных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованный со специально уполномоченными органами план мероприятий, обеспечивающий функционирование предприятия, в случае возможного загрязнения водного объекта.
Нарушение требований по охране и рациональному использованию водного объекта влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на общее состояние водного объекта.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Указанные нормативы разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических и других показателей качества воды в водных объектах.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 [3].
Разработка нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты для водопользователей осуществляется в соответствии с Методикой расчета, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 17.12.2007 N 333 [4] . При этом масса загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных или дренажных вод не должна превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водный объект. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ, могут устанавливаться лимиты или временно согласованные сбросы (ВСС), действующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, а также внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. ВСС загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются для предприятий, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты, и сроков достижения НДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов.
В целях достижения НДС, водопользователями разрабатывается план водоохранных мероприятий, включающий в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов плана водоохранных мероприятий по достижению НДС лимиты (ВСС) пересматриваются в сторону их уменьшения, с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению НДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае, в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов, с учетом имеющихся наилучших отечественных и зарубежных технологий.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" [2] сбросы химических и иных веществ в окружающую среду должны быть в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ.
Установление Лимитов на сбросы в окружающую среду допускается на основании Разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.