ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 октября 2010 года N АК/37252
Разъяснения ФАС России о допустимости рекламы дистанционной продажи биологически активных добавок к пище
____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма ФАС России от 2 декабря 2022 года N МШ/109196-ПР/22
____________________________________________________________________
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Данная норма предполагает запрет рекламы тех товаров, которые в принципе не допускаются к обороту на территории Российской Федерации любым способом.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 31.08.2004 N 0100/1130-04-32 и МВД России от 17.08.2004 N 1/53333 "О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД", в котором имеется ссылка на СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается.
Таким образом, указанное письмо Роспотребнадзора не запрещает реализацию БАДов, а лишь вводит ограничение для способов их реализации.
Оборотоспособность объектов гражданских прав определена статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителей с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иным исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22.02.92 N 179 утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
Пищевые продукты, в том числе биологически активные добавки, в данный Перечень не входят.
Данная позиция также подтверждена в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2009 N Ф09-8131/08-С1.
Учитывая изложенное, производство и реализация биологически активных добавок на территории Российской Федерации не запрещены.
Следовательно, привлечение рекламодателя и рекламораспространителя рекламы биологически активных добавок, содержащей сведения об их продаже дистанционным способом, к ответственности за нарушение пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Управления
Федеральной антимонопольной службы
по Пензенской области
http://penza.fas.gov.ru
по состоянию на 17.08.2016