РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 августа 2016 года N 219Р-АУ
В соответствии с пунктом 3 раздела III протокола заседания подкомиссии по вопросам гражданских отраслей экономики Правительственной комиссии по импортозамещению от 25 марта 2016 года N 1
приказываю:
Министр
А.В.Улюкаев
Методические рекомендации по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению
1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) направлены на оказание содействия и методическое обеспечение при подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, а также юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению (далее - организации).
2. Корпоративный план импортозамещения рекомендуется разрабатывать в виде составной части долгосрочной программы развития организации, а также увязывать с программой инновационного развития организации.
3. В рамках корпоративного плана импортозамещения рекомендуется определить действия организации, направленные на формирование эффективных цепочек поставщиков товаров (работ, услуг), используемых при реализации инвестиционных проектов и текущей деятельности организации.
4. В рамках корпоративного плана импортозамещения рекомендуется определить комплекс мер (перечень мероприятий), направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной продукции (работ, услуг) закупкой, эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам отечественной продукции (работ, услуг), исходя из принципов экономической целесообразности и технологической обоснованности (далее - мероприятия по импортозамещению), а также целевых показателей реализации таких мероприятий.
5. В целях обеспечения подготовки и контроля реализации корпоративных планов импортозамещения рекомендуется создание координационного органа, управляющего процессом импортозамещения в организации. Соответствующими функциями может быть наделено структурное подразделения организации, отвечающее за разработку долгосрочных программ развития и (или) программ инновационного развития организации.
6. Интегральный показатель оценки результатов реализации мероприятий корпоративного плана по импортозамещению рекомендуется включать в состав ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности организации.
7. В корпоративных планах импортозамещения рекомендуется указывать подразделения, сотрудников организации, ответственных за реализацию включенных в такие планы мероприятий. При этом, если предусмотрено материальное вознаграждение подразделения, сотрудников организации, ответственных за реализацию указанных мероприятий, его рекомендуется увязывать с результатами выполнения соответствующих мероприятий.
8. Для целей Методических рекомендаций используются следующие определения:
отечественная продукция - товары, работы, услуги, а также программное обеспечение, которые полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) на территории Российской Федерации.
При определении продукции, произведенной в Российской Федерации, рекомендуется руководствоваться в том числе Требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719, а также официальными отраслевыми реестрами отечественной продукции, которые ведутся федеральными органами исполнительной власти;
иностранная продукция - продукция, не являющаяся отечественной;
производственно-технологический процесс (технологический комплекс) - совокупность функционально взаимосвязанных средств технологического оснащения, включая технические средства и технологии, необходимых для выполнения производственных процессов или операций;
бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей;
технологическая структура организации - иерархический перечень бизнес-процессов организации, увязанных с используемыми технологическими комплексами.
9. Цели и задачи корпоративных планов импортозамещения рекомендуется увязывать с целями и задачами долгосрочных программ развития организации.
Цели и задачи корпоративных планов импортозамещения рекомендуется определять исходя из взаимосвязи с целями и задачами инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение.
10. Могут быть определены следующие цели корпоративных планов импортозамещения:
реализация единой технической политики;
обеспечение технологической безопасности и снижение рисков зависимости от иностранной продукции (работ, услуг);
снижение издержек, связанных с использованием иностранной продукции (работ, услуг).
11. К основным задачам корпоративных планов импортозамещения могут быть отнесены:
создание инструментов оценки рисков, связанных с закупками иностранной продукции (работ, услуг) и ее использования в рамках реализации инвестиционных проектов и осуществления текущей деятельности организации;
определение состава мероприятий по нивелированию и минимизации рисков, связанных с использованием иностранной продукции в производственно-технологических процессах организации, в том числе на основе перечня типовых мероприятий;
совершенствование корпоративных документов, определяющих правила аккредитации и предварительного квалификационного отбора поставщиков товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их допуска к процедурам закупки товаров (работ, услуг);
создание организационных механизмов и инструментов информационно-аналитического обеспечения процессов импортозамещения в организации, включая системы мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий.
12. При подготовке корпоративных планов импортозамещения рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
а) исключение рисков снижения уровня безопасности создаваемых товаров (работ, услуг), а также объектов капитального строительства (в случае изменения цепочек поставщиков на стадии реализации инвестиционных проектов);
б) неухудшение основных параметров, реализуемых организациями инвестиционных проектов (сроки окупаемости, структура финансирования, финансовые показатели);
в) сохранение уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках выпускаемых товаров (работ, услуг) с учетом утвержденных в проектной документации параметров (эксплуатационных, стоимостных, маркетинговых);
г) недопустимость роста издержек организаций в результате изменения цепочек поставщиков отдельных видов продукции, необходимой для реализации инвестиционного проекта, производства товаров (работ, услуг);
д) при выборе проектов рекомендуется использование риск-ориентированного подхода в части оценки рисков, возникающих при применении технических решений по проектам, предусматривающим использование отечественных или иностранных решений.
13. Цели и задачи инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение, рекомендуется формировать на основе перечня целей и задач корпоративных планов импортозамещения, определенных в соответствии с пунктами 10 и 11 Методических рекомендаций, а также принимая во внимание основные принципы подготовки корпоративных планов импортозамещения, определенных в соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций.
14. В целях подготовки корпоративных планов импортозамещения рекомендуется проводить анализ возможности замещения иностранной продукции эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам отечественной продукцией.
При этом целесообразно проведение такого анализа отдельно для инвестиционных проектов и для текущей деятельности.
15. Рекомендуется проводить анализ планируемых закупок иностранной продукции (работ, услуг) в следующих разрезах:
1) структура и стоимость закупок иностранной продукции (работ, услуг);
2) анализ рисков, связанных с ограничением поставок иностранной продукции (работ, услуг).
При таком анализе определяются виды рисков и возможный потенциальный ущерб от них как для отдельных бизнес-процессов, так и для организации в целом. Организация самостоятельно определяет перечень рисков, используемых для анализа.
Такими рисками могут быть:
наличие угрозы жизни (здоровью) людей;
возможность остановки критичных производственных процессов организации в течение суток, месяца, года;
возможность остановки некритичных производственных процессов организации;
возможность снижения качества производимых организацией продукции, работ, услуг;
возможность роста затрат на осуществление деятельности организации;
возможные юридические последствия неправомерного использования организацией иностранной продукции;
3) анализ наличия отечественных аналогов для замены иностранной продукции (работ, услуг), в том числе с учетом реализуемых отраслевых и региональных планов по импортозамещению.
При этом проводится:
сравнительный анализ технико-экономических показателей иностранной продукции (работ, услуг) и отечественных аналогов (показатели производительности, показатели качества, показатели потребления ресурсов, показатели надежности и режима обслуживания и т.д.);
оценка экономического эффекта от использования (объем производства и реализации, переменные расходы на производство, постоянные расходы на эксплуатацию и ремонт и т.д.);
4) рекомендуется по возможности проведение анализа экономической целесообразности замены иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги:
а) для закупаемой продукции (работ, услуг) - в рамках реализации инвестиционных проектов.
Оцениваются расходы на внедрение зарубежного технологического комплекса и отечественного аналога, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку оборудования и программного обеспечения, стоимость строительно-монтажных работ и другие. При этом оценивается и учитывается потенциальный ущерб от возможных ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг);
б) для закупаемой продукции (работ, услуг) - в рамках текущей деятельности.
Проводится сравнительный анализ оценок экономического эффекта от использования (объем производства и реализации, переменные расходы на производство, постоянные расходы на эксплуатацию и ремонт и т.д.) иностранной продукции (работ, услуг) и отечественного аналога с учетом затрат на внедрение отечественного аналога и потенциального ущерба от возможных ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг).
16. Рекомендуется по возможности проведение анализа зарубежных технологических комплексов, используемых в текущей деятельности для осуществления бизнес-процессов, включающего:
анализ технологической структуры организации - выделение бизнес-процессов и зарубежных технологических комплексов;
анализ степени износа зарубежных технологических комплексов;
анализ рисков, связанных с возможным ограничением использования зарубежных технологических комплексов;
анализ наличия отечественных аналогов для замены зарубежных технологических комплексов, в том числе с учетом реализуемых отраслевых и региональных программ импортозамещения;
анализ экономической целесообразности замены зарубежных технологических комплексов на отечественные аналоги.
17. Рекомендуется проведение анализа рисков использования зарубежных технологических компонентов, устройств, программного обеспечения для обеспечения корпоративной безопасности.
18. По результатам проведенного анализа рекомендуется разработать перечень мер по импортозамещению, которые могут относиться к одному из следующих типов:
превентивные меры по замене иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги - в случае очень высоких рисков остановки производственной деятельности организации или наличия рисков, связанных с угрозой жизни и здоровью людей;
плановая замена иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги;
переход от использования иностранной продукции (работ, услуг) на использование отечественных аналогов при наступлении ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг);
локализация зарубежного решения;
план реагирования на случай введения ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг).