ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 24 июня 2016 года N 299
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 11 мая 2018 года N 292
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" и Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые основные методологические и организационные положения Комплексного наблюдения условий жизни населения.
2. Признать утратившими силу:
приказ Росстата от 05.08.2011 N 373а "Об основных методологических и организационных положениях Комплексного наблюдения условий жизни населения";
приказ Росстата от 24.01.2014 N 47 "Об Основных методологических и организационных положениях Комплексного наблюдения условий жизни населения и Календарном плане подготовки, подведения и обработки итогов Комплексного наблюдения условий жизни населения на 2013-2015 годы".
Руководитель
А.Е.Суринов
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Росстата
от 24 июня 2016 года N 299
Основные методологические и организационные положения Комплексного наблюдения условий жизни населения
Комплексное наблюдение условий жизни населения (далее - наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946).
Наблюдение организуется в целях получения статистической информации, отражающей фактические условия жизнедеятельности российских семей и их потребности в обеспечении безопасной и благоприятной среды обитания, здорового образа жизни, воспитании и развитии детей, в повышении трудовой, профессиональной и социальной мобильности, улучшении жилищных условий, установлении и развитии социокультурных связей.
Задачей проведения наблюдения является получение статистических данных о профессиональных и личных мотивациях участия населения в трудовой деятельности, об уровне обеспечения прав на социальную защиту и потребностей в социальном обслуживании, о качестве жилищных и бытовых условий проживания и намерениях по их улучшению, о наличии информационных и коммуникационных средств, способствующих интеллектуальному развитию, о пользовании услугами и удовлетворенности работой учреждений социальной сферы и транспорта, о безопасности производственной и непроизводственной сфер обитания, о причинах ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.
Уровень представительности результатов наблюдения: в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с периодичностью один раз в два года и охватом 60 тыс. домохозяйств.
Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домохозяйство (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.
________________
За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.
________________
Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:
1) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве;
________________
Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домохозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
2) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:
отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие, но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;
________________
Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.
кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.
Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по основным демографическим и социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.
Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.
При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении.
Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.
Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об условиях жизни домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:
Информация, собираемая на уровне: | |||
домохозяйства | членов домохозяйств в возрасте | ||
в целом | До 15 лет | 15 лет и старше | |
Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; состояние в браке; количество детей; родственные отношения) | + | + | |
Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности, пенсионное обеспечение, охват мерами социальной поддержки и др.) | + | ||
Среда обитания (удовлетворенность транспортным обеспечением, торговым и бытовым обслуживанием и другими социальными условиями по месту проживания) | + | ||
Жилищные и бытовые условия и намерения домохозяйств по их улучшению | + | ||
Условия труда | + | ||
Потребности в социальном обслуживании | + | ||
Участие в системе образования и использование информационных технологий | + | + | |
Отдых и свободное время | + | ||
Состояние здоровья и доступность медицинского обслуживания | + | + | |
Доступность государственных услуг | + | + | |
Источники средств к существованию и оценка финансового положения. | + |
Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается Росстатом совместно с представителями научных организаций, владеющих соответствующими знаниями и опытом в конкретной социальной области, подлежащей наблюдению, и специалистами профильных управлений Росстата (далее - эксперты).
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Приказом Росстата от 18.02.2016 N 70 (зарегистрирован в Минюсте России 18 марта 2016 года N 41457) утверждены следующие категории лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам: бригадир-инструктор территориального уровня, инструктор территориального уровня, оператор формального и логического контроля, интервьюер, оператор ввода статистической информации.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее - Вопросники), и указаний по их заполнению.
Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Первичные статистические данные (далее - сведения), полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в установленном порядке.
При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 15 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья или в силу преклонного возраста.
________________
Опрос лиц недееспособного возраста производится в присутствии законного представителя, либо со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).
Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, а также информацию о лицах в возрасте 15 лет и более, отсутствующих на момент проведения опроса или не имеющих возможности дать информацию за себя лично, производится со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию). Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию о детях в возрасте до 15 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).