Действующий

Об утверждении официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли (с изменениями на 3 апреля 2023 года)

I. Общие положения


В настоящей Методологии используются основные понятия и определения, приведенные в Законе о торговле:

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики оптовой (розничной) торговли разработаны также с учетом содержания видов деятельности "оптовая торговля" и "розничная торговля" в ОКВЭД2.

Примечание. В ОКВЭД2 указанные виды деятельности определяются следующим образом:

Оптовая торговля - это перепродажа (без преобразования) новых или бывших в употреблении товаров розничным продавцам, продажа юридическим лицам, таким как производственные, коммерческие, институционные или профессиональные пользователи, либо перепродажа другим оптовым торговцам, либо привлечение агентов или брокеров для покупки или продажи товаров;

Розничная торговля - перепродажа (продажа без преобразования) новых и бывших в употреблении товаров для личного или бытового употребления, или использования магазинами, универмагами, палатками, предприятиями почтовой торговли, лицами, осуществляющими доставку товаров на условиях от двери до двери, торговцами, потребительскими кооперативами и т.д.

Под продажей без преобразования принято понимать стандартные действия (операции), связанные с торговлей, такие как сортировка, классификация, упорядочивание товаров, смешивание (перемешивание) товаров (например, песка), розлив в бутылки (с предшествующим мытьем или без предшествующего мытья бутылок), упаковка, разделение оптовых партий, переупаковка в более мелкие партии для распространения, хранение (охлажденной или замороженной продукции).


Определения показателей статистики торговли базируются на определениях, используемых в Гражданском кодексе Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативно-правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учетам.

Показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием оптовой (розничной) торговли, является оборот оптовой (розничной) торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Примечание. В целях настоящих методологических положений понятия "реализация", "выручка от реализации" используются в соответствии с их определениями, приведенными в действующих налоговых и бухгалтерских нормативно-правовых актах.

Под реализацией товаров (работ, услуг) организацией, индивидуальным предпринимателем понимается в соответствии с пунктом 1 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Доходом от реализации признается в соответствии с пунктом 1 ст.249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в целях статистического наблюдения устанавливается по методу начисления, т.е. датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (пункт 3 ст.271 НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) комитентом (принципалом) датой получения дохода признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества, указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).


Отнесение выручки от реализации товаров (услуг) к обороту оптовой или розничной торговли при заполнении форм федерального статистического наблюдения осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к порядку оформления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Примечание. Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.169, гл.21) установлено, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, обязаны составлять счета-фактуры и вести журналы учета счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета) или иного документа установленной формы.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении определенных видов деятельности (пункт 3 ст.2). Например, при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, в киосках мороженым, безалкогольными напитками, разносной мелкорозничной торговли.


Таким образом, одним из основных признаков операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие выставленного счета-фактуры на отгруженный товар, к обороту розничной торговли - кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа.

Оборот оптовой (розничной) торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. Суммарные данные оборота розничной (оптовой) торговли за отчетный период аккумулируются по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".