72. На основе ранжирования участков и составляющих ОПО МН и МНПП по рассчитанным количественным показателям риска аварий устанавливают степень опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.
Опасность аварий на участках и составляющих ОПО МН и МНПП устанавливают относительным сравнением со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварий по следующим степеням:
низкая;
средняя;
высокая;
чрезвычайно высокая.
73. Для участков ЛЧ ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют различием между рассчитанным для участка значением показателя риска аварий и среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварий по критериям, приведенным в табл.3 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
74. Среднестатистический (фоновый) уровень риска аварий для ЛЧ ОПО МН и МНПП определяют на этапе планирования организации работ как среднегодовое значение показателя риска аварий за последний пятилетний период рассмотрения на ОПО МН и МНПП эксплуатирующей организации.
75. Примеры определения критериев степени опасности участков ЛЧ ОПО МН и МНПП, где в качестве показателей опасности использованы удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта и экологический ущерб от аварий за год, приведены в табл.4 и N 6 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности. Для ЛЧ ОПО МН и МНПП указанные дополнительные показатели риска аварий являются типовыми.
76. Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков трассы по показателю риска аварий R приведена на рис.16 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
В случае однокилометровых сухопутных участков вместо суммарной длины участков используют общее количество таких участков.
При отсутствии достоверных сведений о среднестатистическом (фоновом) уровне риска аварий для какого-либо показателя риска аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП критерии степени опасности устанавливают исходя из значений данного показателя, рассчитанных для участков всей трассы на этапе "Количественная оценка риска аварий на ОПО МН и МНПП". Для этого полный интервал изменения показателя риска {, } разделяют по критериям степени опасности на ЛЧ ОПО МН и МНПП, приведенным в табл.6 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
77. Для площадочных объектов (составляющих) ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют показателем максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварий (в том числе смертельно травмированных), по критериям, приведенным в табл.7 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
78. Для сопоставительной оценки степени опасности разливов нефти и нефтепродуктов в водные объекты при авариях на ОПО МН и МНПП можно использовать данные международной статистики, например, по аварийным разливам при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами.
Сопоставительные критерии степени опасности аварий при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами приведены в табл.8 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности (на основе данных "The International Tanker Owners Pollution Federation").