(с изменениями на 17 октября 2024 года)
(в ред. Законов Чеченской Республики от 06.05.2013 N 9-РЗ, от 27.03.2014 N 13-РЗ, от 17.01.2016 N 2-РЗ, от 06.07.2017 N 26-РЗ, от 22.03.2018 N 5-РЗ, от 01.04.2019 N 17-РЗ, от 27.01.2020 N 8-РЗ, от 23.07.2020 N 42-РЗ, от 22.11.2020 N 64-РЗ, от 14.12.2020 N 74-РЗ, от 16.06.2021 N 35-РЗ, от 22.09.2022 N 53-РЗ, от 18.11.2022 N 58-РЗ, от 02.06.2023 N 19-РЗ, от 10.10.2023 N 37-РЗ, от 03.05.2024 N 17-РЗ, от 17.10.2024 N 45-РЗ)
Принят
Парламентом
Чеченской Республики
7 марта 2013 года
Настоящий Закон определяет систему избирательных комиссий в Чеченской Республике, статус, порядок формирования, компетенцию и полномочия Избирательной комиссии Чеченской Республики, окружных, территориальных и участковых комиссий.
(в ред. Закона Чеченской Республики от 22.09.2022 N 53-РЗ)
Статус, порядок формирования, компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Чеченской Республики, окружных, территориальных и участковых комиссий устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, настоящим Законом, другими законами Чеченской Республики, уставами муниципальных образований.
(в ред. Закона Чеченской Республики от 22.09.2022 N 53-РЗ)
1. В Чеченской Республике действуют следующие избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Чеченской Республики;
абзац исключен. - Закон Чеченской Республики от 22.09.2022 N 53-РЗ;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские) комиссии;
участковые комиссии.
2. При проведении соответствующих референдумов Избирательная комиссия Чеченской Республики, территориальные, участковые комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
(в ред. Законов Чеченской Республики от 06.05.2013 N 9-РЗ, от 22.09.2022 N 53-РЗ)
3. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Чеченской Республике.
4. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
5. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
6. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение о нарушении законодательства, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
7. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
8. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
Порядок деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов различных уровней при совмещении полномочий комиссий определяется избирательной комиссией, принявшей решение о совмещении комиссиями полномочий.
9. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
10. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
11. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
12. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
13. Избирательная комиссия Чеченской Республики, территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Чеченской Республики от 22.09.2022 N 53-РЗ)
14. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
14.1. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязан содействовать избирательным комиссиям в работе по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.
(часть 14.1 введена Законом Чеченской Республики от 22.03.2018 N 5-РЗ)
15. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о численности по муниципальным образованиям избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей) - представляются в Избирательную комиссию Чеченской Республики Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца на основании сведений, содержащихся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
(в ред. Законов Чеченской Республики от 22.03.2018 N 5-РЗ, от 02.06.2023 N 19-РЗ, от 03.05.2024 N 17-РЗ)
16. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
17. В соответствии с Федеральным законом государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
18. В соответствии с Федеральным законом государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.
19. В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
(часть 19 введена Законом Чеченской Республики от 27.01.2020 N 8-РЗ)
1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(п. 1 в ред. Закона Чеченской Республики от 22.09.2022 N 53-РЗ)
2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
4) сенаторы Российской Федерации, депутаты законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
(п. 4 в ред. Закона Чеченской Республики от 17.10.2024 N 45-РЗ)
5) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;