Недействующий

О государственной программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы"

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения; безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных категорий; совокупностью мер и средств государства, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Несмотря на благоприятную демографическую ситуацию в Астраханской области и относительно высокую обеспеченность социальной инфраструктурой (значения по большинству параметров превосходят средние по России и Южному федеральному округу), сохраняется высокая дифференциация по показателям уровня жизни населения.

Повышение качества жизни населения и уменьшение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики на территории Астраханской области соответствуют приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.07.2012 N 303-П)

В настоящее время на территории области реализуется отраслевая целевая программа "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П (далее - Программа), анализ которой показал, что за годы реализации ее различными мероприятиями удалось охватить свыше 260 тыс. чел., в том числе в области:

- социальной поддержки малоимущих граждан, а также малоимущих семей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - более 214,5 тыс. чел.;

- улучшения условий жизнеобеспечения лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий - 1,5 тыс. чел.;

- улучшения условий и охраны труда -около 3,2 тыс. чел.

Учреждениями социального обслуживания населения, входящими в состав подпрограммы "Развитие учреждений социального обслуживания Астраханской области на 2010-2011 годы" Программы, охвачено около 31,5 тыс. чел.

Содействие в создании благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями и их интеграции в общество получили свыше 10 тыс. чел.

В связи с ростом цен на товары и услуги увеличивается количество обращений нуждающихся граждан в органы социальной защиты по вопросам оказания различных видов помощи.

Остаются актуальными вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, создания более комфортных условий их проживания, предоставления услуг социокультурной направленности.

Требуют социальной адаптации и помощи граждане, понесшие наказание и освободившиеся из мест лишения свободы, а также лица без определенного места жительства.

В последние годы на поддержание и развитие материально-технической базы учреждений, а также повышение качества предоставляемых услуг из источников финансирования Программы направляются незначительные средства.

В области действуют 39 учреждений социальной сферы, из которых 38 учреждений социального обслуживания, в том числе:социального обслуживания населения, в том числе: 31 стационарное учреждение социального обслуживания граждан, из них: 2 дома-интерната общего типа, 2 психоневрологических интерната, дом-интернат для умственноотсталых детей, 12 комплексных центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры и пр.; 7 полустационарных учреждений, из них: 5 комплексных центров социального обслуживания населения, 2 реабилитационных центра для несовершеннолетних. Основное количество жилых корпусов стационарных учреждений построено более двух десятков лет назад, поэтому их материально-техническая база нуждается в значительном обновлении и укреплении, что, в свою очередь, требует финансовых затрат, 1 учреждение временного содержания иностранных граждан, 1 учреждение временного содержания иностранных граждан.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2012 N 536-П)

Одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие области, является сохранение здоровья работающего населения. Потеря трудоспособности работающего населения вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний приводит к существенному дефициту трудовых ресурсов, что объективно влияет на финансово-экономическую и ресурсную стабильность.

По-прежнему, несмотря на активно принимаемые меры, инвалиды остаются одной из незащищенных категорий населения. Показатели реабилитации инвалидов еще остаются на низком уровне. Недостаточна обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе приспособлениями, облегчающими самообслуживание в быту, передвижение и уход.

Государственная программа "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы" является продолжением ранее принятой в Астраханской области отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", в состав которой будут входить также пять подпрограмм: "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, лиц без определенного места жительства в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Развитие учреждений социального обслуживания населения в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Социальная поддержка инвалидов в Астраханской области на 2012-2016 годы".

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.07.2013 N 242-П)

Законом Астраханской области от 08.07.2005 N 31/2005-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования организации и деятельности адвокатуры на территории Астраханской области" предусмотрено оказание любыми адвокатскими образованиями бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. Данный вид помощи малоимущим гражданам не оказывался, в связи с чем необходимо предусмотреть мероприятие по выплате компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, проживающим на территории Астраханской области.Кроме того, в перечень мероприятий Программы включены следующие мероприятия:

- оплата проезда инвалидов1-2 групп по зрению в республиканские реабилитационные центры для прохождения курса элементарной реабилитации поздноослепшими и профессиональной реабилитации для молодых инвалидов по зрению;

- приобретение средств и расходного материала для проведения лучевой диагностики граждан, отбывших уголовное наказание, в том числе лиц без определенного места жительства, для ГБУЗ АО "Областной клинический противотуберкулезный диспансер";

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.07.2012 N 303-П)

- создание информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов, активно занимающихся спортом.

В настоящее время установленные в качестве минимальных социальных стандартов размеры оплаты труда, пенсий, пособий являются номинальными и далеки от реальных потребностей населения. Любые кризисные ситуации оставляют значительную часть населения за чертой бедности и не позволяют выйти из этого положения только с помощью личных доходов.