В современном обществе рост преступности оказывает негативное влияние на социально-экономическую и нравственно-духовную сферы. Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации ценностей, в связи, с чем необходима система мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, что позволит предупредить рецидивную преступность. Необходимость такой работы обусловлена наличием в социуме большого количества представителей группы риска из числа граждан, подвергавшихся уголовным наказаниям.
Особое место в сфере профилактической деятельности должно отводиться выработке мер, направленных на совершенствование механизмов оказания правовой, социальной, психологической, медицинской и иной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Это прежде всего обусловлено состоянием рецидивной преступности в ряде регионов Российской Федерации. На сегодняшний день около трети преступлений (34%) совершается лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности. В 2010 году в целом по России количество лиц, ранее совершавших преступления, увеличилось на 1,8%.
У граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, низкая мотивация к трудоустройству, отсутствуют навыки самостоятельного поиска работы. Каждый третий из них нуждается в бытовом и трудовом устройстве. Социальное неблагополучие является одной из важных причин совершения бывшими осужденными новых преступлений. Социальная дезадаптация граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, характеризуется глубоким разрывом их социальных связей с обществом, утратой социальных навыков и информированности.
Вопросы ресоциализации граждан, отбывших уголовное наказание, находятся под постоянным вниманием Правительства Астраханской области и исполнительных органов государственной власти Астраханской области. В настоящее время на территории области реализуется подпрограмма "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы на 2010-2011 годы" отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П. Анализ работы, проведенной в рамках реализации подпрограммы, показал необходимость и целесообразность проводимых мероприятий. Так, в 2010 году охвачено мероприятиями 959 лиц, отбывших уголовное наказание. Центром социальной адаптации, предназначенным для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, в т.ч. лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы, своевременного оказания им социальной, юридической, медицинской помощи, их трудоустройства, снижения рецидивной преступности, по итогам 2010 года обслужено 303 чел., из них 85 чел.- бывшие осужденные; оказано содействие в оформлении документов (паспорт, страховое свидетельство, пенсионное свидетельство, страховой медицинский полис) 389 чел., оказана натуральная помощь продуктовыми наборами 100 чел. За 2010 год в агентство по занятости населения Астраханской области в поисках работы обратился 301 человек из числа граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, трудоустроено 67 человек, из них во временных и сезонных работах приняли участие 19 человек. При содействии службы занятости населения 5 граждан данной категории организовали собственное дело в сфере розничной торговли и производства продуктов питания.
Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области совместно с агентством по занятости населения Астраханской области, управлениемМинистерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, управлением Федеральной миграционной службы по Астраханской области разработан план действий по социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных без лишения свободы, на 2010 год.
Центрами занятости населения проведена индивидуальная работа с каждым гражданином этой категории по трудоустройству или профессиональному обучению. За 2010 год организовано и проведено 22 выездные консультации в учреждениях УФСИН: ФБУ ИК-6, ФБУ ИК-8, ФБУ ИК-2, ФБУ ИК-10, УКП при ФБУ ИК-10, ФБУ ИЗ-30/1.
На консультациях индивидуально рассматривалась возможность трудоустройства каждого из осужденных, подлежащих освобождению, проводилась профориентационная работа, сообщались адреса центров занятости. Кроме того, предоставлялась информация по временным сезонным работам, оргнабору. Каждому предлагались буклеты, содержащие информацию об услугах, предоставляемых службой занятости. Индивидуальные консультации получили 264 человека.
ОГУ "Центр занятости населения г. Астрахани" заключен договор с областным наркологическим диспансером о проведении выездных консультаций в 2010 году. Проведено 11 консультаций для 202 граждан, проходящих реабилитацию.
По данным министерства здравоохранения Астраханской области , за 2010 год на диспансерный учет в связи с заболеванием туберкулезом взяты 120 человек, 82 человека госпитализированы в ГБУЗ АО "Областной клинический противотуберкулезный диспансер", 14 человек получали амбулаторно-поликлиническое лечение. Впервые выявлена активная форма туберкулеза у 179 человек, находящихся в местах лишения свободы, 28 больным с неактивными формами туберкулеза определена тактика диспансерного наблюдения.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.07.2012 N 303-П)
За 2010 год на учет в базу данных ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" внесены 22 больных, зарегистрирован один случай госпитализации. В то же время вопросы социальной адаптации граждан, отбывших уголовное наказание, остаются актуальными.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.07.2012 N 303-П)
Эффективным механизмом, способным создать систему социальной реабилитации, направленную на преодоление существующих проблем, будет являться программный метод с четким определением целей и задач, перечнем скоординированных мероприятий, способствующих социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Использование указанного метода позволит сконцентрировать интеграцию и координацию деятельности заинтересованных исполнительных органов государственной власти Астраханской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Астраханской области, организаций на создании благоприятных условий социальной адаптации граждан, освободившихся из учреждений исправительного характера.