ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 года N 207
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2018 ГОДЫ"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Тульской области от 01.10.2013 N 503; НГР: RU71000201300594}
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N 703; НГР: RU71000201300790}
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303 "О Порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы" (приложение).
2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Первый заместитель губернатора Тульской области - председатель правительства Тульской области | Ю.М. Андрианов |
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы"
Наименование долгосрочной целевой программ ы | Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы (далее -Программа) |
Дата принятия решения о разработке долгосрочной целевой программы (дата и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение правительства Тульской области от 03.04.2013 N 402-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы" |
Государственный заказчик | Министерство культуры и туризма Тульской области |
Основные разработчики долгосрочной целевой программы | Министерство культуры и туризма Тульской области |
Исполнители долгосрочной целевой программы | Министерство культуры и туризма Тульской области, администрации муниципальных образований Тульской области (по согласованию) |
Цели и задачи долгосрочной целевой программы | Цель Программы - формирование на территории Тульской области современного конкурентоспособного высокоэффективного туристского пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах; |
Важнейшие целевые показатели | Доля новых туристских комплексов и кластеров, для которых утверждены схемы зонирования, процентов. |
Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы | 2013-2015 год - первый этап (разработка механизма формирования современного регионального туристского комплекса, создание первоочередных объектов – "точек роста" кластеров); |
Перечень подпрограмм (мероприятий) | Мероприятия по созданию условий для развития внутреннего и въездного туризма в Тульской области; |
Объем и источники финансирования, в том числе по годам | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы: |
Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности | Развитие приоритетных направлений туризма, развитие туристской инфраструктуры, повышение занятости населения: |
* В соответствии с утвержденным статистическим инструментарием:
- коллективные средства размещения общего назначения (гостиницы, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и другие организации гостиничного типа);
- специализированные коллективные средства размещения (санаторно-курортные организации: санатории, пансионаты с лечением, санаторные оздоровительные лагеря, бальнеологические и грязелечебницы, санатории-профилактории, организации отдыха: дома и базы отдыха, кемпинги; туристские базы и другие средства размещения ночлега).
Туризм в Тульской области, являясь неотъемлемой частью единого туристского пространства России, обладает всеми составляющими, чтобы стать значительным источником дохода в бюджеты всех уровней. Туризм оказывает непосредственное влияние на развитие таких сфер экономической деятельности, как дорожное хозяйство, транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство и потребительский рынок, в т.ч. услуги торговли, питания, производство сувенирной и иной продукции и другие отрасли.
Важную роль играет развитие туризма в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения области.
Географическое расположение в самом центре России, в 200 км от Москвы, транспортная доступность, наличие уникального культурно-исторического, высокого научно-технического и рекреационно-оздоровительного потенциала, наличие более двух десятков отраслевых брендов позволяют развивать на территории области практически все виды туризма: культурно-познавательный, религиозный, событийный, деловой, сельский (агротуризм), рекреационный, оздоровительный, экологический, активный, приключенческий, самодеятельный, социальный, молодежный, детский, автотуризм, VIP-туризм и другие.
К основным объектам показа, расположенным на территории Тульской области, относятся: 4 музея федерального значения - Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле", Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия. Особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации являются в настоящее время два из них: "Ясная Поляна" и "Куликово поле". Список достопримечательностей нашего края, получивших мировое признание, активно дополняется появлением новых объектов на туристской карте региона. Знаковым событием для повышения туристской привлекательности региона стал в 2012 г. ввод в эксплуатацию нового здания Тульского государственного музея оружия - уникального архитектурного сооружения.
На территории региона расположены краеведческие музеи старейших городов Тульской области (Белева, Одоева, Ефремова), древние монастыри, храмы, памятные и заповедные места, связанные с историей России, жизнью и деятельностью знаменитых писателей, поэтов, художников и других выдающихся деятелей государства.
На государственную охрану поставлено 1118 памятников архитектуры, истории и культуры, из которых в собственности Тульской области - 41, в муниципальной собственности - 225 памятников, иные виды собственности – 862, в том числе 271 – памятников федерального значения. Находятся в пользовании: учреждений культуры – 32, религиозных организаций – 95, юридических лиц - 402, физических лиц – 52.
Активно развиваются и пользуются популярностью народные промыслы: филимоновская глиняная игрушка, тульская городская глиняная игрушка, белевское коклюшечное кружево, лозоплетение, пряничные доски, традиционная обрядовая и необрядовая кукла, лоскутное шитье, кружевоплетение, резьба по дереву, кузнечное дело, холодное оружие, инкрустация, художественная обработка оружия, вышивка, гончарное искусство.
В настоящее время на территории Тульской области действуют более 350 туристических фирм, 20 из которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (в т.ч. в следующих сферах туроператорской деятельности: внутренний туризм - 20 операторов, внутренний и международный выездной туризм - 3 оператора и 1 туроператор – внутренний и международный въездной туризм).
Гостям, жителям области уже сегодня предлагается широкий круг возможностей для оздоровления и культурного обогащения, отдыха и развлечений. Их расширение, приумножение носит приоритетный характер в работе регионального правительства.
Цели, задачи, основные направления и механизмы развития туризма в регионе сформулированы и закреплены в "Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 01.10.2012 N 532.
В целях создания благоприятных условий, разработки мер, направленных на дальнейшее устойчивое развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области, определения и координации взаимных направлений деятельности, в 2012 году было заключено Соглашение о взаимодействии в сфере туризма между Федеральным агентством по туризму и правительством Тульской области, а в 2013 году - Дополнительное соглашение между Федеральным агентством по туризму и правительством Тульской области по формированию и реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Модельный подход к развитию индустрии туризма в регионе (на примере Тульской области)".
Положительная динамика развития отрасли прослеживается в ряде показателей:
Наименование показателя | Единица измерения | 2010 | 2011 | 2012 |
Общий объем турпотока в регионе | тыс. чел. | 309,72 | 391,96 | 425,17 |
% к предыдущему году | 106,96 | 126,55 | 108,47 | |
Количество иностранных туристов | тыс. чел. | 6,98 | 7,96 | 38,7 |
% к предыдущему году | 95,88 | 114,04 | 486,18 |
Значительное увеличение (486,18%) в 2012 году по показателю "Количество иностранных туристов" связано с изменением методики его определения. С 2012 года при его определении учитывается информация УФМС России по Тульской области.
Наименование показателя | Единица измерения | 2010 | 2011 | 2012 |
Объем оказанных туристских услуг в Тульской области | млн. рублей | 357,4 | 775,4 | 1213,63 |
% к предыдущему году | 96,1 | 216,96 | 156,5 |
По информации Федеральной службы государственной статистики в Тульской области на протяжении ряда последних лет увеличивается количество коллективных средств размещения (с учетом микропредприятий) и число мест в них. Однако темп роста этого показателя не удовлетворяет существующую потребность.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Число коллективных средств размещения | 98 | 99 | 104 | 100 | 107 |
Число номеров в коллективных средствах размещения | 4753 | 4701 | 5023 | 4904 | 4960 |
Число мест в коллективных средствах размещения | 10731 | 11211 | 11664 | 11656 | 11906 |
Число ночевок в коллективных средствах размещения | 1530280 | 1541306 | 1391134 | 1248619 | 1228951 |
Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения | 244138 | 258067 | 204222 | 208945 | 218785 |
Таким образом, введение в эксплуатацию в 2011 году 7 новых коллективных средств размещения добавило в туристскую инфраструктуру региона 56 номеров общей вместимостью 250 мест. Показатель "количество размещенных лиц" и "число ночевок" еще не достиг докризисных значений.
Немаловажной проблемой и сдерживающим фактором для развития туризма в регионе является не только недостаток средств размещения туристского класса, но и бессистемный подход к выбору места строительства. В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу туризма Тульской области необходим комплексный подход, учитывающий, в том числе и перспективы развития объектов показа.
На территории Тульской области туристам доступно 46 памятников природы, Дендрарий Крапивенского лесхоза-техникума, 1 курорт "Краинка" с 2 бальнеологическими источниками, 1 лечебно-оздоровительная местность "Грумант".
Нельзя не отметить неконкурентоспособный уровень материально-технической базы ряда санаторно-курортных предприятий региона, ориентированных на обслуживание социальных категорий граждан, оздоровление которых финансируется за счет средств бюджетов. Сформировавшаяся система не способствует созданию условий для предоставления соответствующего современным требованиям к отдыху и оздоровлению набора и качества услуг, сопоставимых с ценами на аналогичные услуги за рубежом и в других субъектах РФ.
В то же время наличие инфраструктуры (водопроводные и канализационные системы, электрические сети), существующей дорожной сети обусловливает высокий потенциал данных туристских систем и создает объективные предпосылки для их модернизации, создания и развития на их базе современных конкурентоспособных локальных туристско-рекреационных комплексов в регионе.
Обобщив и проанализировав проблемы, сдерживающие создание современного конкурентоспособного туристского комплекса в регионе, можно выделить несколько аспектов.
Инфраструктурные ограничения туристско-рекреационных территорий.
Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.
Слаборазвитая материально-техническая база предприятий санаторно-курортного комплекса.
Неконкурентоспособный уровень качества обслуживания отдыхающих, недостаточное применение стандартов качества туристско-рекреационных услуг.
Недостаточный уровень использования современных систем управления туристской отраслью в регионе.
Недостаточный административно-кадровый ресурс обеспечения отрасли в Тульской области.
Отсутствие на протяжении ряда последних лет возможностей для реализации рекламно-маркетинговой стратегии продвижения туристского потенциала Тульской области в России и за рубежом.
Усложненные таможенные и визовые процедуры для иностранных компаний и граждан (проблема общероссийского характера).
Низкая конкурентоспособность услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Тульской области.
Необходимость устранения выявленных проблем развития туризма в Тульской области требует системного подхода к решению сформулированных задач развития туризма, скоординированных действий всех органов исполнительной власти Тульской области и органов местного самоуправления, привлечения финансовых средств из различных источников и использования специальных инструментов контроля и повышения эффективности бюджетных расходов, а значит, требует более высокого в целом уровня управления деятельностью по развитию туризма в регионе.
Достижение такого уровня управления возможно с применением программно-целевого метода, который позволяет: