АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 года N 100
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ВНЕДРЕНИЕ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС И ДРУГИХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Новгородской области
от 28 октября 2013 года N 324
____________________________________________________________________
В целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития Новгородской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Новгородской области на 2013-2015 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель
Главы администрации области А.А. Шалмуев
N 126-п
Долгосрочная областная целевая программа "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Новгородской области на 2013-2015 годы"
Наименование | долгосрочная областная целевая программа " Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Новгородской области на 2013-2015 годы " (далее Программа). |
Правовая основа | Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации"; |
Заказчик | комитет транспорта Новгородской области (далее комитет). |
Разработчики | комитет. |
Исполнители | комитет; |
Обоснование Программы: | современный уровень развития спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности (далее РКД) дает возможность для ускорения социально-экономического и инновационного развития Новгородской области, а также повышения степени автоматизации процессов управления в различных отраслях экономики, включая транспорт, здравоохранение, топливно-энергетический комплекс, образование, промышленное производство, торговлю и услуги, строительство, природопользование и охрану окружающей среды, лесное хозяйство, сельское хозяйство, водное хозяйство, дорожное хозяйство, геодезию и картографию. |
Цели | повышение безопасности жизнедеятельности населения на территории области за счет использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС; |
Задачи | создание регионального центра спутникового мониторинга ГЛОНАСС на основе принципов государственно-частного партнерства в форме открытого акционерного общества (далее региональный центр) |
Механизм | Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение N 1 к Программе). |
Сроки | 2013-2015 годы. |
Объем и источники | общий объем финансовых средств для реализации Программы составляет 266804,45 тыс.руб., в том числе: |
Источник финанси-рования | Объем финансирования (тыс.руб.) | |||
всего | в том числе по годам | |||
2013 | 2014 | 2015 | ||
Областной бюджет, | 111708,75 | 69281,72 | 31172,03 | 11255,0 |
Внебюджет- | 155095,7 | 107732,95 | 39958,75 | 7404,0 |
ИТОГО | 266804,45 | 177014,7 | 71130,78 | 18659,0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации | создание единой РНИС в области; |
Система организации контроля за реализацией Программы: | исполнители Программы представляют в комитет отчеты ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, до 2016 года включительно. |
Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность области в сфере новых технологий, является использование РКД, которое играет все более возрастающую роль в экономическом, научном и социальном развитии регионов и России в целом. Комплексное использование РКД способно придать региональной экономике инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения области, расширить спектр оказываемых услуг.
Мировой и отечественный опыт подтверждают, что использование РКД значительно повышает эффективность решения практически всех социально-экономических задач, при этом результаты такой деятельности востребованы органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Президентом и Правительством Российской Федерации рекомендовано субъектам Российской Федерации с участием Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заинтересованным организациям в ближайшие 1,5 года обеспечить на условиях частного государственного партнерства:
внедрение унифицированных средств навигации на всех транспортных средствах скорой медицинской помощи, транспортных средствах оперативных дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественном городском и междугородном автомобильном транспорте, школьных автобусах и транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов;
внедрение в эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", совместимой по протоколам обмена с системой вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
создание в регионах унифицированных центров космических услуг в форме открытых акционерных обществ по предоставлению различной навигационной и иной информации.
Широкомасштабное внедрение космических продуктов и услуг, расширение областей их использования является одним из основных направлений повышения эффективности экономики субъектов Российской Федерации - задачей национального уровня, которая может быть решена только на основе интеграции усилий и ресурсов всех потенциальных потребителей РКД. Эффективное использование РКД и их внедрение в реальные процессы обеспечения жизнедеятельности органов государственной власти и населения приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития области.
Главная проблема в сфере использования РКД в области состоит в отсутствии целостной региональной инфраструктуры использования РКД в интересах органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и организаций, населения, а проводимые работы, как правило, носят ведомственный характер, решают частные вопросы и не имеют четкой координации. В результате появляется дублирование выполняемых мероприятий, применение различных технологий обработки и представления пространственных данных, что препятствует формированию единого информационного пространства области и не способствует целевому использованию финансовых средств, в том числе выделяемых различными ведомствами для решения собственных задач на территории области. Кроме того, такое положение дел не обеспечивает решение системообразующих базовых задач, а именно: повышение конкурентоспособности экономики области, проведение активной инвестиционной политики, повышение инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсного потенциала области, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области.
К основным причинам такого положения следует отнести:
отсутствие целостной областной инфраструктуры использования РКД и, в первую очередь, инфраструктуры информационного обеспечения Администрации области, органов местного самоуправления, а также системы оказания услуг юридическим и физическим лицам;
недостаточная информированность должностных лиц, конечных пользователей о готовых к использованию и создаваемых спутниковых навигационных технологиях с использованием системы ГЛОНАСС, средств дистанционного космического мониторинга территорий и объектов и других РКД;
отсутствие целостной системы подготовки и повышения квалификации специалистов - пользователей спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, средств дистанционного космического мониторинга и других РКД;
отсутствие необходимой координации деятельности в области внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, средств космического мониторинга территорий и объектов и других РКД;
недостаточная база законодательного и технологического нормативного обеспечения процессов создания и использования информационных ресурсов, получаемых в РКД.
На сегодняшний день практика внедрения космических технологий, продуктов и услуг в регионах Российской Федерации позволяет констатировать, что в современных условиях эффективное использование РКД является одним из действенных антикризисных механизмов, обеспечивающих значительную экономию финансовых и материальных средств, что обусловлено:
жизненной необходимостью ускорения перехода области к инновационной модели развития;
необходимостью качественной модернизации экономики области в информационной сфере;
готовностью широкого спектра космических технологий, продуктов и услуг к практическому внедрению в реальные социально-экономические процессы области.
Сформулированные в паспорте Программы цели соответствуют стратегическим направлениям развития области и основным положениям действующих законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации и Администрации области.
В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы навигационной деятельности, в области выполнен ряд мероприятий по внедрению спутниковых навигационных технологий, а именно:
ведется ежеквартальный мониторинг уровня внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в области в соответствии с разработанными Министерством регионального развития Российской Федерации формами отчетности;
организована работа по внедрению аппаратуры спутниковой навигации с использованием технологий ГЛОНАСС на транспортных средствах учреждений социального обслуживания населения области, школьных автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи, а также на транспортных средствах организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении;
реализован первый этап федерального проекта Министерства здравоохранения Российской Федерации "Система 103" по созданию регионального сегмента (создание системы мониторинга и управления выездными бригадами скорой и неотложной медицинской помощи).
С наступлением лета многократно возрастает риск возникновения лесных пожаров, в этот период принципиально важным становится постоянный мониторинг лесного хозяйства и оперативная локализация очагов возгорания. В то же время необходимо уделять повышенное внимание безопасности самих патрульных машин и пожарных расчетов, чтобы они не были отрезаны огнем от основных средств. Эффективный контроль перемещения транспорта лесных хозяйств в реальном времени обеспечивается за счет диспетчеризации транспортных средств, оснащенных оборудованием ГЛОНАСС/GPS.
Это позволяет оперативно реагировать на очаги возникновения пожаров, направляя самый близкий пожарный расчет, обеспечивать безопасность транспорта, контролировать маршрутные задания и др.
Внедрение ГЛОНАСС-решений также позволяет экономить бюджетные средства. Более эффективно начинает использоваться сама техника, исключаются случаи ее несанкционированного использования, налаживаются логистические процессы. В режиме реального времени диспетчеры контролируют местонахождение всей техники, они более оперативно реагируют на возникновение очагов возгорания, направляя наиболее близкую машину. Кроме того, хорошо видно, что машина находится в рабочей зоне, соблюдает рабочий график и маршрутные задания - все это приводит к повышению безопасности персонала, а также соблюдению нормального режима труда и отдыха.
Немаловажную роль играет внедрение спутниковых навигационных технологий в дорожно-строительной отрасли. ГЛОНАСС-решения позволяют в режиме реального времени контролировать местоположение спецтехники и рабочее состояние исполнительных механизмов, автоматически определять отклонения от графика работ, вести постоянный учет перемещения транспортных средств и по запросу воспроизводить отчеты движения за любой прошедший период времени. Как результат, значительно сокращаются расходы на ГСМ и общий пробег транспорта, обеспечивается высокий уровень контроля за качеством ремонта и содержания дорог, полностью исключается несанкционированное использование спецтехники.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития области является развитие транспортного комплекса и, прежде всего, автомобильного транспорта общего пользования.
Пассажирский транспорт является частью инфраструктуры городов области, его работа во многом определяет социальный климат, влияет на общественное мнение об эффективности работы органов власти, оказывает существенное влияние на формирование баланса общественного времени, размещение производительных сил. Техническое состояние пассажирского транспорта и городских улиц отражают качество жизни и степень мобильности трудовых ресурсов.
Пассажирский транспорт образует социальный сектор городского транспорта и выполняет важную социальную функцию - обслуживает пассажиров, имеющих льготы, предоставляет услуги на нерентабельных, но социально необходимых маршрутах. В Великом Новгороде пассажирский транспорт перевозит большинство горожан. Протяженность маршрутов составляет 796,8 км (всего 39 маршрутов). В среднем в день совершается 3,3 тыс.рейсов и перевозится более 190,0 тыс.пассажиров.
В области принимаются меры по оптимизации условий движения общественного транспорта:
на основании данных системы видеонаблюдения осуществляется приоритетная ликвидация экипажами дорожно-постовых служб дорожных пробок, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий и значительно влияющих на работу пассажирского транспорта;
оптимизация работы светофорных объектов;
корректировка дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в интересах работы общественного транспорта;
оснащение автомобильных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и межмуниципальном сообщениях, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
организована работа по созданию на территории области системы мониторинга и управления пассажирским транспортом.
Однако, несмотря на принимаемые меры, объем перевезенных пассажиров на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах Великого Новгорода и Новгородской области снижается.
Одним из направлений в преодолении снижения объемов перевозок пассажиров, а, следовательно, и развития пассажирского транспортного комплекса области является улучшение качества транспортного обслуживания жителей, в первую очередь, за счет создания единой автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками в области с использованием системы ГЛОНАСС, внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (далее АСОП).
В настоящее время наиболее остро стоят задачи оперативного сбора и обработки информации, повышения оперативности принятия управленческих решений и их адекватности действительной обстановке. Одним из наиболее перспективных направлений в плане автоматизации сбора и обработки данных в настоящее время является пассажирский транспортный комплекс. Эти задачи в полной мере способна решить АСОП. Внедрение на пассажирских транспортных предприятиях области АСОП позволит обеспечить: