Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2013 года N 100

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ВНЕДРЕНИЕ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС И ДРУГИХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Новгородской области
от 28 октября 2013 года N 324

____________________________________________________________________

В целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития Новгородской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Новгородской области на 2013-2015 годы".

2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

Первый заместитель

Главы администрации области А.А. Шалмуев

N 126-п

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Администрации
 области от

Долгосрочная областная целевая программа "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Новгородской области на 2013-2015 годы"



Паспорт Программы

Наименование
 Программы:

долгосрочная областная целевая программа " Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Новгородской области на 2013-2015 годы " (далее Программа).

Правовая основа
 Программы:

Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

Заказчик
 Программы:

комитет транспорта Новгородской области (далее комитет).

Разработчики
 Программы:

комитет.

Исполнители
 Программы:

комитет;

 комитет по управлению государственным имуществом области;

 комитет информатизации и связи Новгородской области;

 комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области;

 комитет по охране здоровья населения области;

 комитет социальной защиты населения Новгородской области;

 комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области;

 комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области;

 комитет государственной гражданской службы Новгородской области;

   Администрации городского округа и муниципальных районов области (по согласованию);

 инвестор (по согласованию);

 оператор автоматизированной системы оплаты проезда (по согласованию);

 автотранспортные предприятия Новгородской области (по согласованию);

 организация, эксплуатирующая дорожно-строитель- ную технику, находящуюся в областной собственности (по согласованию);

 региональный оператор региональной навигационно-информационной системы (по согласованию);

 организации, определенные в соответствии c Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ".

Обоснование Программы:

современный уровень развития спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности (далее РКД) дает возможность для ускорения социально-экономического и инновационного развития Новгородской области, а также повышения степени автоматизации процессов управления в различных отраслях экономики, включая транспорт, здравоохранение, топливно-энергетический комплекс, образование, промышленное производство, торговлю и услуги, строительство, природопользование и охрану окружающей среды, лесное хозяйство, сельское хозяйство, водное хозяйство, дорожное хозяйство, геодезию и картографию.
 Кроме того, данные технологии обеспечивают мониторинг и контроль за критически важными, потенциально опасными и социально значимыми объектами на территории региона, а также за реализацией мер по устран ению чрезвычайных ситуаций.
 Мировой и отечественный опыт подтверждают, что использование спутниковых навигационных технологий оказывает значительный управленческий, экономический, социальный и экологический эффект, а также повышает безопасность жизнедеятельности населения:
 повышается качество расходования бюджетных средств;

 увеличиваются поступления в бюджет региона;

 уменьшается количество выбросов вредных веществ;

 снижаются последствия терактов и техногенных катастроф;

 повышается скорость реагирования на происшествия оперативными службами;

 снижается количество происшествий и число погибших в них;

 увеличивается эффективность контроля соблюдения правил перевозок;

 повышается рентабельность использования транспортных средств различного назначения;

 увеличивается пропускная способность дорог и скорость движения по ним;

 повышается качество и снижается время выполнения кадастровых и геодезических работ.
 В настоящее время пути и меры по созданию, поддержанию и развитию решений на базе ГЛОНАСС и других РКД определяются федеральными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, поручения Президента и Правительства Российской Федерации, приказы Министра транспорта Российской Федерации.
 Масштаб задач по внедрению технологий ГЛОНАСС и других РКД , стоящих перед областью, указывает на необходимость консолидировать организационные, технологические и экономические ресурсы региона в рамках единой региональной навигационной геоинформационной политики. Однако в настоящее вре мя в области отсутствует комплексный подход к внедрению спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других РКД в различных областях экономики. Потребители (органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления муниципальных образований области , юридические и физические лица) независимо друг от друга используют спутниковые навигационные технологии с использованием ГЛОНАСС и других РКД, при этом обмен конечными результатами  и опытом не организован, что приводит к дублированию и неэффективному использованию денежных средств, в том числе бюджетных. Кроме того, отсутствует комплексная инфраструктура, обеспечивающая единое техно логическое и информационное пространство в сфере применения спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других РКД, а также необходимая нормативная правовая база на региональном уровне.
 Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других РКД в работе органов государственной власти области, органов местного самоуправления и в рамках предоставления услуг населению и организациям, обозначенные выше, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти или  органов местного самоуправления муниципальных образований. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода.

Цели
 Программы:

повышение безопасности жизнедеятельности населения на территории области за счет использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС;

 повышение эффективности деятельности транспортного комплекса области за счет использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС;

 развитие инновационной инфраструктуры области.

Задачи
 Программы:

создание регионального центра спутникового мониторинга ГЛОНАСС на основе принципов государственно-частного партнерства в форме открытого акционерного общества (далее региональный центр)
 с единой многофункциональной навигационной геоинформационной платформой в соответствии с решением совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Ю. Суркова от 17 апреля 2012 года N ВС-П7-3пр и Соглашением между Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности - ОАО "Навигационно-информационные системы" и Администрацией Новгородской области о взаимодействии в сфере навигационной деятельности от 30 мая 2012 года;

 создание и модернизация на технической платформе ОАО "РНИЦ по Новгородской области" региональной навигационно-информационной системы (далее РНИС), включающей отраслевые и ведомственные системы мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом на базе технологий ГЛОНАСС в области;

 повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки специалистов органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области для работы с создаваемыми навигационно-информационными, геоинформационными и другими системами на базе технологий ГЛОНАСС и других РКД;

 создание нормативной правовой базы области в сфере внедрения и использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других РКД.

Механизм
 реализации
 Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение N 1 к Программе).

Сроки
 реализации
 Программы:

2013-2015 годы.

Объем и источники
 финансирования
 Программы:

общий объем финансовых средств для реализации Программы составляет 266804,45 тыс.руб., в том числе:

Источник финанси-рования

Объем финансирования (тыс.руб.)

всего

в том числе по годам

2013

2014

2015

Областной бюджет,
 в том числе субсидия из федерального бюджета

111708,75
 54076,35

69281,72
   36629,72

31172,03
   17446,63

11255,0
   -

Внебюджет-
 ные с редства

155095,7

107732,95

39958,75

7404,0

ИТОГО

266804,45

177014,7

71130,78

18659,0

Ожидаемые конечные результаты реализации
 Программы:

создание единой РНИС в области;

 оснащение не менее 90,0 % автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего перевозку пассажиров, специальных транспортных средств, транспортных средств иной ведомственной принадлежности бортовым навигационно-связным оборудованием;

 внедрение автоматизированной системы оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования;

 создание на технической платформе регионального центра отраслевых и ведомственных систем мониторинга транспорта;

 оптимизация существующей маршрутной сети автомобильного транспорта общего пользования;

 повышение безопасности движения на дорогах;

 сокращение затрат на содержание подвижного состава, в том числе экономия средств, выделяемых на горюче-смазочные материалы (далее ГСМ);

 улучшение качества обслуживания пассажиров в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112;

 уменьшение затрат на компенсацию выпадающих доходов автотранспортных предприятий от перевозки льготных категорий граждан и от государственного регулирования тарифов;

 уменьшение времени реагирования экстренных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях);

   повышение уровня промышленной, экологической и трудовой безопасности за счет регулярного мониторинга всей территории области в таких отраслях как лесное, сельское, водное хозяйство, промышленное и дорожное строительство, недропользование.

Система организации контроля за реализацией Программы:

исполнители Программы представляют в комитет отчеты ежеквартально до 15 числа  месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно  до 15 февраля года, следующего за отчетным, до 2016 года включительно.
 Комитет представляет ежеквартальный и ежегодный отчеты о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности ".

Описание Программы

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность области в сфере новых технологий, является использование РКД, которое играет все более возрастающую роль в экономическом, научном и социальном развитии регионов и России в целом. Комплексное использование РКД способно придать региональной экономике инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения области, расширить спектр оказываемых услуг.

Мировой и отечественный опыт подтверждают, что использование РКД значительно повышает эффективность решения практически всех социально-экономических задач, при этом результаты такой деятельности востребованы органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Президентом и Правительством Российской Федерации рекомендовано субъектам Российской Федерации с участием Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заинтересованным организациям в ближайшие 1,5 года обеспечить на условиях частного государственного партнерства:

внедрение унифицированных средств навигации на всех транспортных средствах скорой медицинской помощи, транспортных средствах оперативных дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественном городском и междугородном автомобильном транспорте, школьных автобусах и транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов;

внедрение в эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", совместимой по протоколам обмена с системой вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

создание в регионах унифицированных центров космических услуг в форме открытых акционерных обществ по предоставлению различной навигационной и иной информации.

Широкомасштабное внедрение космических продуктов и услуг, расширение областей их использования является одним из основных направлений повышения эффективности экономики субъектов Российской Федерации - задачей национального уровня, которая может быть решена только на основе интеграции усилий и ресурсов всех потенциальных потребителей РКД. Эффективное использование РКД и их внедрение в реальные процессы обеспечения жизнедеятельности органов государственной власти и населения приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития области.

Главная проблема в сфере использования РКД в области состоит в отсутствии целостной региональной инфраструктуры использования РКД в интересах органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и организаций, населения, а проводимые работы, как правило, носят ведомственный характер, решают частные вопросы и не имеют четкой координации. В результате появляется дублирование выполняемых мероприятий, применение различных технологий обработки и представления пространственных данных, что препятствует формированию единого информационного пространства области и не способствует целевому использованию финансовых средств, в том числе выделяемых различными ведомствами для решения собственных задач на территории области. Кроме того, такое положение дел не обеспечивает решение системообразующих базовых задач, а именно: повышение конкурентоспособности экономики области, проведение активной инвестиционной политики, повышение инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсного потенциала области, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области.

К основным причинам такого положения следует отнести:

отсутствие целостной областной инфраструктуры использования РКД и, в первую очередь, инфраструктуры информационного обеспечения Администрации области, органов местного самоуправления, а также системы оказания услуг юридическим и физическим лицам;

недостаточная информированность должностных лиц, конечных пользователей о готовых к использованию и создаваемых спутниковых навигационных технологиях с использованием системы ГЛОНАСС, средств дистанционного космического мониторинга территорий и объектов и других РКД;

отсутствие целостной системы подготовки и повышения квалификации специалистов - пользователей спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, средств дистанционного космического мониторинга и других РКД;

отсутствие необходимой координации деятельности в области внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, средств космического мониторинга территорий и объектов и других РКД;

недостаточная база законодательного и технологического нормативного обеспечения процессов создания и использования информационных ресурсов, получаемых в РКД.

На сегодняшний день практика внедрения космических технологий, продуктов и услуг в регионах Российской Федерации позволяет констатировать, что в современных условиях эффективное использование РКД является одним из действенных антикризисных механизмов, обеспечивающих значительную экономию финансовых и материальных средств, что обусловлено:

жизненной необходимостью ускорения перехода области к инновационной модели развития;

необходимостью качественной модернизации экономики области в информационной сфере;

готовностью широкого спектра космических технологий, продуктов и услуг к практическому внедрению в реальные социально-экономические процессы области.

Сформулированные в паспорте Программы цели соответствуют стратегическим направлениям развития области и основным положениям действующих законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации и Администрации области.

В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы навигационной деятельности, в области выполнен ряд мероприятий по внедрению спутниковых навигационных технологий, а именно:

ведется ежеквартальный мониторинг уровня внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в области в соответствии с разработанными Министерством регионального развития Российской Федерации формами отчетности;

организована работа по внедрению аппаратуры спутниковой навигации с использованием технологий ГЛОНАСС на транспортных средствах учреждений социального обслуживания населения области, школьных автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи, а также на транспортных средствах организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении;

реализован первый этап федерального проекта Министерства здравоохранения Российской Федерации "Система 103" по созданию регионального сегмента (создание системы мониторинга и управления выездными бригадами скорой и неотложной медицинской помощи).

С наступлением лета многократно возрастает риск возникновения лесных пожаров, в этот период принципиально важным становится постоянный мониторинг лесного хозяйства и оперативная локализация очагов возгорания. В то же время необходимо уделять повышенное внимание безопасности самих патрульных машин и пожарных расчетов, чтобы они не были отрезаны огнем от основных средств. Эффективный контроль перемещения транспорта лесных хозяйств в реальном времени обеспечивается за счет диспетчеризации транспортных средств, оснащенных оборудованием ГЛОНАСС/GPS.

Это позволяет оперативно реагировать на очаги возникновения пожаров, направляя самый близкий пожарный расчет, обеспечивать безопасность транспорта, контролировать маршрутные задания и др.

Внедрение ГЛОНАСС-решений также позволяет экономить бюджетные средства. Более эффективно начинает использоваться сама техника, исключаются случаи ее несанкционированного использования, налаживаются логистические процессы. В режиме реального времени диспетчеры контролируют местонахождение всей техники, они более оперативно реагируют на возникновение очагов возгорания, направляя наиболее близкую машину. Кроме того, хорошо видно, что машина находится в рабочей зоне, соблюдает рабочий график и маршрутные задания - все это приводит к повышению безопасности персонала, а также соблюдению нормального режима труда и отдыха.

Немаловажную роль играет внедрение спутниковых навигационных технологий в дорожно-строительной отрасли. ГЛОНАСС-решения позволяют в режиме реального времени контролировать местоположение спецтехники и рабочее состояние исполнительных механизмов, автоматически определять отклонения от графика работ, вести постоянный учет перемещения транспортных средств и по запросу воспроизводить отчеты движения за любой прошедший период времени. Как результат, значительно сокращаются расходы на ГСМ и общий пробег транспорта, обеспечивается высокий уровень контроля за качеством ремонта и содержания дорог, полностью исключается несанкционированное использование спецтехники.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития области является развитие транспортного комплекса и, прежде всего, автомобильного транспорта общего пользования.

Пассажирский транспорт является частью инфраструктуры городов области, его работа во многом определяет социальный климат, влияет на общественное мнение об эффективности работы органов власти, оказывает существенное влияние на формирование баланса общественного времени, размещение производительных сил. Техническое состояние пассажирского транспорта и городских улиц отражают качество жизни и степень мобильности трудовых ресурсов.

Пассажирский транспорт образует социальный сектор городского транспорта и выполняет важную социальную функцию - обслуживает пассажиров, имеющих льготы, предоставляет услуги на нерентабельных, но социально необходимых маршрутах. В Великом Новгороде пассажирский транспорт перевозит большинство горожан. Протяженность маршрутов составляет 796,8 км (всего 39 маршрутов). В среднем в день совершается 3,3 тыс.рейсов и перевозится более 190,0 тыс.пассажиров.

В области принимаются меры по оптимизации условий движения общественного транспорта:

на основании данных системы видеонаблюдения осуществляется приоритетная ликвидация экипажами дорожно-постовых служб дорожных пробок, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий и значительно влияющих на работу пассажирского транспорта;

оптимизация работы светофорных объектов;

корректировка дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в интересах работы общественного транспорта;

оснащение автомобильных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и межмуниципальном сообщениях, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

организована работа по созданию на территории области системы мониторинга и управления пассажирским транспортом.

Однако, несмотря на принимаемые меры, объем перевезенных пассажиров на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах Великого Новгорода и Новгородской области снижается.

Одним из направлений в преодолении снижения объемов перевозок пассажиров, а, следовательно, и развития пассажирского транспортного комплекса области является улучшение качества транспортного обслуживания жителей, в первую очередь, за счет создания единой автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками в области с использованием системы ГЛОНАСС, внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (далее АСОП).

В настоящее время наиболее остро стоят задачи оперативного сбора и обработки информации, повышения оперативности принятия управленческих решений и их адекватности действительной обстановке. Одним из наиболее перспективных направлений в плане автоматизации сбора и обработки данных в настоящее время является пассажирский транспортный комплекс. Эти задачи в полной мере способна решить АСОП. Внедрение на пассажирских транспортных предприятиях области АСОП позволит обеспечить:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»