ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2012 года N 45-П

О комплексе мер по модернизации системы общего образования Астраханской области в 2012 году

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 11.02.2013 N 16-П)

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Астраханской области в 2012 году.

2. Определить министерство образования и науки Астраханской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Астраханской областив 2012 году.

3. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) подготовить проект постановления Правительства Астраханской области о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П "Об отраслевой долгосрочной целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы".

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЁН
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 15.02.2012N 45-П

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Астраханской области в 2012 году Общие положения


Переход системы образования Астраханской области на качественно новый этап развития, начатый в 2005 году на основе разработанной и утвержденной стратегии модернизации региональной системы образования, имел логическое продолжение с участием Астраханской области в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования на протяжении 2006-2009 годов.

Важнейшим фактором, придавшим новый импульс модернизационным процессам, стал комплекс мер по модернизации общего образования в Астраханской области в 2011 году, который был утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 N 262-П во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", принятого в целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым от 04.02.2010 N Пр-271, поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного на заседании Правительства Российской Федерации от 04.04.2011, по модернизации общего образования.

Развитием достигнутых в 2011 году параметров системы общего образования Астраханской области в соответствии с принятыми обязательствами в 2012 году должны стать:

- закрепление и совершенствование механизмов, обеспечивающих на территории Астраханской области единую государственную политику по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- дальнейшее развитие организационно-финансовых механизмов системы общего образования Астраханской области, направленных на обеспечение качественного образования;

- закрепление и дальнейшее развитие механизмов дистанционных форм обучения, обеспечивающих создание равных стартовых возможностей для получения обучающимися качественного образования независимо от места проживания и состояния здоровья;

- осуществление мероприятий по дальнейшей модернизации учебно-материальной базы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области (далее - общеобразовательные учреждения);

- совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений для работы в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начальной школы и перехода на новые ФГОС на основной ступени средней школы;

- продолжение практики создания условий для привлечения молодых учителей в общеобразовательные учреждения;

- доведение среднемесячной заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в экономике региона до конца 2012 года.

Достижение указанных выше позиций возможно только при комплексном подходе к решению проблем, возникающих на пути модернизации системы общего образования Астраханской области.

2. Текущее состояние системы общего образования Астраханской области


Реализация целевых программ модернизации системы образования Астраханской области, реализуемых в Астраханской области с 2005 по 2011 год, направленной на удовлетворение образовательных потребностей населения в качественном образовании, позволила:

- создать принципиально новые условия, которые призваны обеспечить развитие системы общего образования, решающей задачи предоставления обучающимся качественных образовательных услуг, в том числе в соответствии с новыми ФГОС;

- создать условия доступности образовательных услуг, учитывающих любое территориально и географически труднодоступное место проживания обучающихся, а также предусматривающих условия отдельных территорий Астраханской области, определяемые ландшафтными особенностями;

- изменить отношение педагогических кадров, занятых в системе общего образования Астраханской области, к результатам своей профессиональной деятельности;

- активно применять новые экономические механизмы, не только обеспечивающие оптимизацию имеющихся в распоряжении ресурсов, но также позволяющие системе эффективно функционировать и развиваться;

- обеспечить дальнейшее расширение общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, а также привлекать инвестиции в систему общего образования Астраханской области;

- проводить мониторинговые процедуры, позволяющие получать информацию о состоянии системы общего образования Астраханской области, в соответствии с заданными параметрами.

В то же время необходимо отметить, что в системе общего образования Астраханской области по - прежнему остаются проблемы, которые могут стать препятствием на пути дальнейшей модернизации системы общего образования и создания новой модели общего образования, в полной мере удовлетворяющей образовательные потребности граждан, проживающих на территории Астраханской области.

Одной из них являлся недостаточно высокий уровень заработной платы учителей общеобразовательных учреждений, который по данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам I квартала 2011 года, составил 9898 рублей.

В рамках реализации проекта модернизации общего образования планировалось увеличить заработную плату учителей на 30%.

По инициативе Губернатора Астраханской области средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к декабрю была повышена на 74,2%.

Динамика изменения средней заработной платы учителей в регионе следующая:

- сентябрь - 13408 рублей или 78,1% средней заработной платы работников организаций в целом по экономике региона за I квартал 2011 года (планировалось 75,6%), повышение составило 35,5% по отношению к средней заработной плате учителей в I квартале 2011 года;

- октябрь - 14350 рублей или 83,6 % средней заработной платы работников организаций в целом по экономике региона за I квартал 2011 года, повышение составило 45,0 % по отношению к средней заработной плате учителей в I квартале 2011 года;

- ноябрь - 15319 рублей или 89,3% от среднемесячной заработной платы в экономике региона за I квартал 2011 года, повышение составило 54,8 % по отношению к средней заработной плате учителей в I квартале 2011 года;

- декабрь - 17241 рубль или 100,5% от среднемесячной заработной платы в экономике региона за I квартал 2011 года (планировалось 75,6%), повышение составило 74,2 % по отношению к средней заработной плате учителей в I квартале 2011 года.

В 2011 году в рамках модернизации системы образования Астраханской области из бюджетов разных уровней в систему образования было привлечено дополнительно более 700,0 млн рублей.

Законом Астраханской области от 01.12.2011 N 97/2011-ОЗ"О бюджете Астраханской области на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" предусмотрено увеличение бюджета системы общего образования Астраханской области в 2012 году более чем на 1,0 млрд рублей.

Необходимо отметить, что объем приобретенного и безвозмездно переданного в общеобразовательные учреждения оборудования не в полной мере позволил решить стратегические задачи, поставленные перед системой общего образования Астраханской области.

Основной причиной является физический и моральный износ учебно-материальной базы ряда общеобразовательных учреждений. Неразвитость инновационной образовательной среды в ряде случаев приводит к неэффективности использования имеющихся в распоряжении общеобразовательных учреждений ресурсов.

Кардинальное изменение отношения руководящих и педагогических работников к подходам к использованию современных образовательных средств обучения требует дальнейшей модернизации механизмов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров, совершенствования процедур аттестации кадров и аккредитации образовательных учреждений.

Недостаточно интенсивно проходит процесс перехода общеобразовательных учреждений к широкомасштабному компетентностному обучению. Важнейшей задачей системы образования Астраханской области является повсеместный масштабный переход к обучению в условиях реализации новых ФГОС в плановом режиме для начальной школы и в экспериментальном на второй ступени обучения, что требует сосредоточения усилий как на создании условий, включающих учебно-материальный и кадровый ресурс, так и на задействовании принципиально новых финансовых и организационных механизмов.

Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на территории Астраханской области позволила начать повсеместный процесс качественного обновления учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений. Вместе с тем на данный момент фиксируется проблема недостаточно активного использования новых педагогических технологий в условиях применения принципиально новых цифровых средств обучения.

Одним из средств достижения высокого показателя охвата обучающихся качественным образованием является использование дистанционных форм обучения. В 2011 году значительно расширена география использования опыта организации обучения с применением дистанционных технологий. В большой степени эффективность их применения зависит от успешного использования сформированной в 2011 году единой информационной образовательной среды Астраханской области.

Наряду с проблемой активного и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий непосредственно в процессе обучения существует проблема их интеграции в процесс управления образованием.

Таким образом, актуальность разработки и реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Астраханской области в 2012 году (далее - комплекс мер) обусловлена необходимостью:

- продолжения проведения на территории Астраханской области единой государственной политики по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- создания условий для полномасштабного перехода на обучение по ФГОС нового поколения;

- дальнейшего укрепления учебно-материальной базы с учетом обеспечения эффективности ее использования с целью выравнивания учебных возможностей общеобразовательных учреждений;

- изменения подходов педагогических и руководящих работников к использованию современных образовательных ресурсов;

- создания условий для более успешного перехода к компетентностному обучению с использованием современных педагогических технологий;

- проведения приоритетной государственной финансовой поддержки наиболее успешных, а также находящихся в особых территориальных условиях, общеобразовательных учреждений;

- проведения дальнейшей целенаправленной работы по переподготовке учительских кадров, ориентированных на выполнение новых задач, стоящих перед системой общего образования Астраханской области в связи с активизацией модернизационных процессов;

- доведения средней заработной платы учителей до средней заработной платы в экономике региона до конца 2012 года;

- проведения комплексных мероприятий по закреплению выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание работать учителями в общеобразовательных учреждениях.

3. Основные итоги реализации комплекса мер по модернизации общего образования Астраханской области в 2011 году


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" постановлением Правительства Астраханской области от 25.07.2011 N 262-П был утвержден комплекс мер по модернизации общего образования Астраханской области в 2011 году.

Между министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Астраханской области было подписано Соглашение о предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджету Астраханской области на модернизацию общего образования (далее - Соглашение). На основании данного Соглашения из федерального бюджета было выделено 168,925 млн рублей.

С целью обеспечения успешной реализации комплекса мер министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство) разработало детальный план, который предусматривал, в том числе, самое широкое обсуждение задач, которые необходимо было решить в течение 2011 года для достижения поставленных Правительством Астраханской области целей.

В обсуждении комплекса мер по модернизации общего образования в Астраханской области в 2011 году приняли участие представители органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, участники образовательного процесса, представители бизнес-сообщества и общественных организаций. Проведено более 78 конференций различного уровня, 18 "круглых столов", 4 выставки, 2 региональных семинара-совещания.

С целью успешной реализации комплекса мер по модернизации муниципальных систем общего образования министерством подписано Соглашение о взаимодействии исполнительного органа государственной власти Астраханской области, осуществляющего управление в сфере образования,с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере модернизации муниципальных систем общего образования (далее - Соглашение о взаимодействии). Соглашение о взаимодействии предусматривает обязательства сторон и меры ответственности за их неисполнение.

Для получения объективной информации о состоянии системы общего образования Астраханской области были проведены широкомасштабные мониторинговые и социологические исследования. К данной работе были привлечены независимые агентства "Маркетинговый контроль", "GS", ресурсы ГБУ АО "Центр мониторинга в образовании". Результатом исследований явилось выявление степени удовлетворенности населения происходящими модернизационными изменениями в целом, а также степени соответствия изменяющегося качества предоставляемых образовательных услуг запросам потребителей. Удовлетворенность качеством общего образования в среднем по Астраханской области составляет 4,21 по 5-балльной шкале при наличии тенденции повышения. Одним из сигналов неудовлетворенности населения предоставляемыми образовательными услугами является недостаточная степень соответствия условий, в которых реализуется образовательный процесс, ожиданиям родителей обучающихся. Материал исследований положен в основу разработки плана мероприятий по модернизации системы общего образования Астраханской области в 2012 году.

Поскольку внедрение новых моделей оплаты труда педагогических работников системы общего образованияАстраханской области осуществляется с 2006 года, предметом обсуждений с социальными партнерами в этой сфере стали анализ эффективности применения новых систем оплаты труда, плановый мониторинг степени влияния применения дифференцированных подходов к вознаграждению за профессиональную деятельность, систематизация и распространение наиболее успешных моделей распределения стимулирующего фонда оплаты труда в общеобразовательных учреждениях, а также изучение и диссеминация передового опыта органов государственно-общественного управления в участии управлением общеобразовательными учреждениями.

Принцип нормативно-подушевого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в Астраханской области применяется при распределении субвенций на реализацию ФГОС с 2005 года. В связи с этим данный механизм, как законодательно закрепленный на региональном уровне и отработанный на практике, не стал предметом обсуждений и поводом для принятия управленческих решений в 2011 году.

Для нормативного обеспечения перехода на новый порядок аттестации педагогических работников в Астраханской области приняты соответствующие нормативные правовые акты Правительства Астраханской области и административные регламенты, обеспечивающие гласность и прозрачность процедур аттестации педагогических работников.

Средствафедерального бюджета, выделенные согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", по согласованию всех заинтересованных сторон решено было направить на закупку необходимого учебного оборудования для приведения максимального количества общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями современных стандартов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»