В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике в учреждениях социальной сферы работают свыше 60 тыс. человек, из них большая часть - в сфере образования (30,6 тыс. человек), а также в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг - свыше 22 тыс. человек.
Система оплаты труда работников государственных учреждений установлена в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2008 года N 196-ПП. Эта система и системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных указанным Постановлением, органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления соответственно, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждений, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время составляют в государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных учреждениях от 20 до 47 процентов. Структура фонда оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику роста заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений.
В 2011 году средняя заработная плата работников государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования составила 9851,4 рублей, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг средняя заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений составила 9523,5 рублей, в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 9845,8 рублей.
По данным Федеральной службы государственной статистики за январь - сентябрь 2012 года, соотношение средней заработной платы работников отраслей социальной сферы и средней заработной платы в Кабардино-Балкарской Республике составляет: в образовании - 71,9 процента, или 11242,2 рубля, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 68,5 процента, или 10703,3 рубля, в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 66,9 процента, или 10455,0 рублей. Сводные данные по численности и средней заработной плате по отраслям бюджетной сферы КБР за 9 месяцев 2012 года приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Анализ показал:
не заполнены штаты практически во всех сферах деятельности, что дает возможность увеличить заработную плату за счет увеличения объема работы или совмещения. Данный факт объясняет высокий уровень внешнего и внутреннего совместительства в учреждениях. Повышение заработной платы не должно достигаться путем увеличения количества совмещаемых ставок, оно должно быть увязано с показателями оценки деятельности работников;
заработная плата работников АУП во всех отраслях бюджетной сферы (кроме здравоохранения и образования) превышает заработную плату работников основного персонала, выполняющего основные уставные функции учреждений, на 8 процентов в учреждениях культуры, на 13 процентов в учреждениях занятости населения, на 43 процента в учреждениях социальной защиты и 48 процентов в учреждениях спорта и туризма.
Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не во всех учреждениях.
Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).
В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда. В результате учреждение вынуждено премировать персонал не в зависимости от результатов труда, а в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.
Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда.
Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:
сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по Кабардино-Балкарской Республике;
устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.
С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений.
В этой связи системы оплаты труда должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, настроены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.