ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 20 декабря 2012 года N 123-ЗРХ


Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия

(с изменениями на 1 марта 2024 года)

(в ред. Законов Республики Хакасия от 03.06.2014 N 39-ЗРХ, от 10.06.2015 N 53-ЗРХ, от 12.05.2016 N 29-ЗРХ, от 12.12.2016 N 102-ЗРХ, от 14.07.2017 N 58-ЗРХ, от 12.02.2018 N 02-ЗРХ, от 03.05.2018 N 30-ЗРХ, от 19.12.2019 N 102-ЗРХ, от 16.11.2020 N 74-ЗРХ, от 10.12.2021 N 108-ЗРХ, от 01.06.2022 N 25-ЗРХ, от 10.04.2023 N 37-ЗРХ, от 01.03.2024 N 01-ЗРХ)




Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
12 декабря 2012 года



Настоящий Закон определяет систему, статус, компетенцию, порядок формирования, деятельности, финансирования, порядок расформирования избирательных комиссий, комиссий референдума в Республике Хакасия, а также статус членов комиссий.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Законодательство об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия


1. Законодательство об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), иных федеральных законов, Конституции Республики Хакасия, настоящего Закона, иных законов Республики Хакасия.


(в ред. Закона Республики Хакасия от 01.06.2022 N 25-ЗРХ)


2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".



Статья 2. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума


1. На территории Республики Хакасия действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:


Избирательная комиссия Республики Хакасия;


абзац утратил силу. - Закон Республики Хакасия от 01.06.2022 N 25-ЗРХ;


окружные избирательные комиссии;


территориальные комиссии;


участковые комиссии.


2. При проведении соответствующих референдумов Избирательная комиссия Республики Хакасия, территориальные, участковые комиссии действуют в качестве комиссий референдума.


(в ред. Законов Республики Хакасия от 03.06.2014 N 39-ЗРХ, от 01.06.2022 N 25-ЗРХ)


3. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов на территории Республики Хакасия.


4. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.


5. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.


6. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.


7. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.


8. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.


9. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.


10. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Хакасия, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.


11. В целях обеспечения реализации положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иного закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения (при предоставлении помещений территориальным, окружным и участковым комиссиям - без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг), в том числе для хранения избирательной документации, документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом) и технологического оборудования участковых комиссий, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.


(часть 11 в ред. Закона Республики Хакасия от 01.03.2024 N 01-ЗРХ)


11(1). Органы исполнительной власти Республики Хакасия в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.


(часть 11.1 введена Законом Республики Хакасия от 14.07.2017 N 58-ЗРХ)


12. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, Республики Хакасия и (или) муниципальных образований Республики Хакасия превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.


13. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям соответственно не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для информирования избирателей, участников референдума и не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади для опубликования их решений и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.


14. В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".


(часть 14 введена Законом Республики Хакасия от 19.12.2019 N 102-ЗРХ)



Глава 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ



Статья 3. Общие условия формирования окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий в Республике Хакасия


(в ред. Закона Республики Хакасия от 01.06.2022 N 25-ЗРХ)


1. Окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Совете Республики Хакасия. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.


(в ред. Законов Республики Хакасия от 03.06.2014 N 39-ЗРХ, от 01.06.2022 N 25-ЗРХ)


2. Окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.


(в ред. Закона Республики Хакасия от 01.06.2022 N 25-ЗРХ)


3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Совета Республики Хакасия, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховном Совете Республики Хакасия, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".


4. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Верховном Совете Республики Хакасия, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона).


4(1). Политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с частями 5 и 6 статьи 6, частью 9 статьи 7, частью 9 статьи 8 настоящего Закона, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия.


(часть 4(1) введена Законом Республики Хакасия от 16.11.2020 N 74-ЗРХ; в ред. Закона Республики Хакасия от 01.06.2022 N 25-ЗРХ)


5. Утратила силу. - Закон Республики Хакасия от 03.06.2014 N 39-ЗРХ.


6. В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии, за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 8 настоящего Закона.


7. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»