Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2003 года N 526

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

{Утратил силу:

Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}

{Изменения и дополнения:

Постановление Законодательного Собрания области от 14.12.2005 N 1085;

Постановление Законодательного Собрания области от 21.02.2007 N 134;

Постановление Законодательного Собрания области от 16.07.2008 N 547}

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", в целях развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований Вологодской области Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010" (далее именуется - Программа).

2. Предложить Правительству области при формировании проектов областного бюджета на 2004-2010 годы включать Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Объемы ассигнований, выделяемых на финансирование данной Программы из областного, федерального и муниципальных бюджетов, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы бюджетов 2004-2010 годов.

4. Объемы финансирования за счет внебюджетных источников уточняются и согласовываются с инвесторами в каждом текущем финансовом году.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления:

разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2010 года;

предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.

Председатель Законодательного

Собрания области Н.В.Тихомиров

Утверждена постановлением

Законодательного Собрания

области от 10.09.2003 N 526

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Заказчик - координатор Программы

департамент сельского хозяйства области

Заказчики Программы

департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Правительства области, департамент образования области, департамент здраво- охранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, комитет по транспорту и связи Правительства области, комитет по физической культуре и спорту области

Основные разработчики Программы

департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Правительства области, департамент сельского хозяйства области

Цели и задачи Программы

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы

Основные мероприятия Программы

мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся обще- образовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно - досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газо- снабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест

Исполнители основных мероприятий Программы

департамент сельского хозяйства области, департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Правительства области, департамент образования области, департамент здравоохранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, комитет по транспорту и связи Правительства области, комитет по физической куль- туре и спорту области, департамент межрегиональных и внешних связей, туризма, торговли и услуг Правительства области, органы местного самоуправления, строительные, проектные и научные организации на конкурсной основе, общественные организации

Объемы и источники финансирования Программы

общая сумма расходов на реализацию Программы - 4,55 млрд.руб., в том числе: средства федерального бюджета - 0,99 млрд.руб. (21,7 процента); средства областного бюджета - 1,82 -------- млрд.руб. (40,0 процента); средства муниципальных образований - 0,4 млрд.руб. (8,8 процента); средства внебюджетных источников - 1,34 млрд.руб. (29,5 процента)

Ожидаемые результаты реализации Программы

реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 1,6 тыс.сельских семей, повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 70 процентов; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропотребление на бытовые цели до 0,8 МВт/ч в год на душу населения; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 50 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 80 процентов; повысить уровень обеспеченности больничными местами и амбулаториями; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 12 процентов учащейся сельской молодежи и до 10 процентов работающих в сельской местности; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; обеспечить ввод 4,04 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 54 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

На начало 2002 года жилищный фонд области составил 28,5 млн. квадратных метров общей площади, в том числе в сельской местности - 10,6 млн. кв. метров (37 процентов). Уровень благоустройства в городских поселениях значительно выше, чем в сельской местности.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Оборудование жилого фонда в сельской местности водопроводом составляет 26 процентов, центральным отоплением -18,7 процента, канализацией - 17,8 процента, горячим водоснабжением - 12,3 процента.

За последние годы в Вологодской области обострилась проблема, связанная с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда и отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

Наличие спортивных сооружений в районах области составляет 50 процентов от необходимого количества. Наиболее трудное положение по обеспечению объектами спортивного назначения в сельской местности, где 10 районных центров не имеют общедоступных спортивных залов, 38 процентов общеобразовательных школ и 53 процента ДЮСШ не имеют типовых спортивных залов.

Серьезное опасение вызывает состояние здоровья учащейся молодежи. Около 53 процентов школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения не превышает 20-25 процентов. Снижается уровень физической подготовленности молодежи. Около 50 процентов призывников не выполняют предусмотренных нормативов, 20 процентов признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.

Сеть участковых больниц сократилась на 33,8 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 10,6 процента. На 10 тысяч человек в сельской местности приходится 82,7 врачебных больничных коек (в городе - 125,7), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе, и ниже оснащенность диагностическим медицинским оборудованием.

Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским населением меньше в 4,8 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза, ниже доступность специализированной медицинской помощи.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 20-30 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 16 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 9,2 процента взрослого населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-50 процентов.

На начало 2001 года в области функционировали 1064 сельских образовательных учреждения, в том числе 438 дошкольных, 233 начальных, 213 основных, 174 средних, 6 специальных (коррекционных) школ, 19 профессиональных училищ, 6 сельхозтехникумов. Из 191066 учащихся школ области 62446 обучаются в сельских школах, что составляет 32,7 процента. Остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной школы. За последние 4 года на селе закрыты 22 школы из-за отсутствия контингента. За это же время численность обучающихся сократилась на 2517 человек.

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел в народном образовании, материальная база учреждений образования сельской местности не улучшается. 248 сельских школ требуют капитального ремонта, 46 находятся в аварийном состоянии. В нетиповых, приспособленных помещениях размещены 277 школ (43,9 процента), без канализации - 42 (67,6 процента), без водопровода - 337 (53,2 процента), в 101 школе нет мастерских, в 259 - спортзалов, в 224 - столовых или буфетов. Только в 204 школах на селе (33 процента) имеются все виды благоустройства.

В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза учащихся в школы из отдаленных деревень. Имеющиеся автобусы в некоторых школах находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

За период с 1991 года численность сельских дошкольных учреждений сократилась на 263 единицы, а количество детей в них - в 2,6 раза. Из имеющихся на начало 2001 года 683 детских дошкольных учреждений 55 процентов являются малокомплектными.

Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса, в большинстве сельских школ нет кабинетов основ информатики.

В сельских профессиональных училищах, лицеях и техникумах, расположенных в 24 районах области, сложилась еще более критическая ситуация. В этих образовательных учреждениях обучается более 9 тысяч учащихся и студентов по 30 профессиям начального профессионального образования и 15 специальностям среднего профессионального образования.

Серьезным препятствием для подготовки квалифицированных специалистов является недостаточное количество учебников и учебно-наглядных пособий, особенно по специальным дисциплинам.

За последние годы в сельских профессиональных училищах резко сократилась подготовка специалистов агропромышленного комплекса. Выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса сократился с 1901 человека до 1188 человек.

За последнее десятилетие число киноустановок сократилось на 48 процентов, библиотек - на 5,5 процента, уменьшился библиотечный фонд.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. В сельских поселениях практически прекратила функционировать сеть предприятий бытового обслуживания.

Проведенная на территории Вологодской области инвентаризация линий электропередачи напряжением 0,4 - 10 кВ показала, что более 500 км электрических сетей и 180 единиц трансформаторных подстанций находятся в неудовлетворительном состоянии, а ряд сельских населенных пунктов не электрифицирован.

В сельской местности эксплуатируется 1,01 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 150719 квартир, из них 25079 - природным газом, а остальные - сжиженным.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, водопроводы нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате большинство сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Состояние телефонных сетей связи в сельской местности не удовлетворяет современным требованиям. На территории области в сельской местности из 6818 населенных пунктов, находящихся в зоне обслуживания филиала "Электросвязь Вологодской области" ОАО "Северо-Западный Телеком", телефони-зировано 3297 (48 процентов), из 560 населенных пунктов в зоне филиала "Череповецэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" телефонизировано 342 (61 процент).

Сельская телефонная связь является убыточной ввиду следующих факторов, приводящих к удорожанию эксплуатации сетей связи:

морально и физически устаревшее аналоговое коммутационное и каналообразующее оборудование;

большая протяженность сельских линий передач;

преобладающее количество АТС малой емкости;

невысокая плотность пользователей услуг связи;

отсутствие системы дистанционного управления АТС;

выплаты по арендной плате за помещения.

Поступательное развитие телекоммуникаций на селе возможно только при консолидации средств федерального и областного бюджетов, привлечении средств местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования.

На 1 января 2003 года телефонная сеть на лицензионной территории филиала "Электросвязь Вологодской области" ОАО "Северо-Западный Телеком" состоит из 191615 телефонов (из них 44033 - в сельской местности), 767 таксофонов (40 из них - в сельской местности). Функционируют 97576 радиотрансляционных точек, в том числе 77794 многопрограммных. Переведено на эфирное вещание 17665 точек, в том числе 11519 - в сельской местности.

На лицензионной территории филиала "Электросвязь Вологодской области" ОАО "Северо-Западный Телеком" телефонная плотность в расчете на 100 жителей составляет 27 номеров по городской телефонной сети и 12 по сельской телефонной связи. Задача Программы - доведение телефонной плотности в сельской местности до 14 номеров на 100 жителей.

В 2002 году установлено 3219 телефонов, в том числе 480 - в сельской местности. На 1 января 2003 года в очереди на установку телефонов зарегистрировано 43132 человека, в том числе 8389 - в сельской местности.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

В результате недостаточности инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

За последнее десятилетие численность населения области снизилась на 46 тысяч человек. В 2002 году естественная убыль наблюдалась во всех районах области и составила 10,6 тысячи человек. Показатель общей смертности населения составил по области 18,2 на 1000 населения. Смертность населения на селе на 30 процентов выше, чем в городе: сельская местность - 18,7 промилле, городская - 14,3 умерших на 1000 человек. Смертность значительно увеличилась по всем возрастным группам сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин. В среднем мужчины в Вологодской области живут 59 лет, женщины - 73 года. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий на начало 2001 года составила 45,8 тыс. человек.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общеобластным значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сельских поселений от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»