ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2007 года N 134
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА N 526 "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"
{Утратил силу:
Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}
Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в постановление Законодательного Собрания области от 10 сентября 2003 года N 526 "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (с последующими изменениями) следующие изменения:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Объемы ассигнований, выделяемых на финансирование данной Программы из областного бюджета, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы бюджетов 2004-2010 годов.";
2) областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
области В.Н.Петров
Приложение к постановлению Законодательного Собрания области от 21.02.2007 N 134 "Утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 10.09.2003 N 526 |
Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" Паспорт Программы
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для разработки Программы | - | постановление Правительства Российской Федерации от http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200205808.html"О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (с последующими изменениями) |
Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор) | - | департамент сельского хозяйства области |
Разработчики Программы | - | департамент сельского хозяйства области, департамент образования области, департамент здравоохранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, департамент строительства, энергетики и ЖКХ области, комитет по физической культуре и спорту области, комитет по транспорту и связи области |
Основные цели и задачи Программы | - | основные цели Программы: развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований; создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления муниципальных образований области; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности; основные задачи Программы: улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом; повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений; обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети сельских автомобильных дорог; привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов |
Сроки реализации Программы | - | 2004 - 2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы |
Исполнители Программы | департамент сельского хозяйства области, департамент образования области, департамент здравоохранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, департамент строительства, энергетики и ЖКХ области, комитет по физической культуре и спорту области, комитет по транспорту и связи области; строительные, проектные и научные организации, определяемые на конкурсной основе | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования I этапа Программы (2004 - 2006 годы) составляет 390,48 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 162,58 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 227,9 млн. рублей; общий объем финансирования II этапа Программы (2007 - 2010 годы) составляет 2178,5 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1290,2 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 888,3 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | реализация Программы (с учетом долевого финансирования за счет средств федерального бюджета) позволит: улучшить жилищные условия более 1,3 тыс. сельских семей; привлечь для проживания на селе 700 молодых семей, обеспечив их доступным жильем; повысить уровень газификации домов(квартир) природным газом до 14,4 процента; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропотребление на бытовые цели до 0,8 МВт/ч на душу населения; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 99 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 70 процентов; повысить уровень обеспеченности амбулаториями до 250 на 10 тыс. посещений в смену; повысить уровень обеспеченности культурно-досуговыми учреждениями до 58 учреждений на 100 тыс. населения, общедоступными библиотеками - до 55 учреждений на 100 тыс. населения; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 53,4 процента; привести в нормативное техническое состояние 69,4 км автомобильных дорог и 376,0 погонных метров мостов, расширить сеть автомобильныхдорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, на 34,0 км и 151,0 погонный метр мостов |
Контроль за ходом реализации Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осу-ществляется департаментом сельского хозяйства области, органами государственного финансового контроля области. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения области образовательных, медицинских, культурных услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 29 процентов сельского жилищного фонда области, центральным отоплением - 19 процентов, канализацией - 21 процент, горячим водоснабжением - 14 процентов площади сельских жилых помещений.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на протяжении последних лет практически не изменяется, их единовременная пропускная способность меньше норматива в 5 раз. Средняя величина показателя численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, составляет 11 процентов, среди учащейся молодежи - 30 процентов, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась по сравнению с 1990 годом с 75 до 60 процентов, тогда как в городе она составляет 87 процентов.
В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 83 дошкольных учреждения и 80 школ, то в 2004 году соответственно - 44 учреждения и 65 школ.
В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей обострилась проблема доступ-ности для сельского населения услуг образования.
Уровень газификации природным газом в целом по области составляет 49,6 процента, в сельской местности - 11,4 процента. Газифицировано 407,99 тыс. квартир, в том числе в сельской местности - 103,1 тыс. квартир (из 103,1 тыс. квартир природным газом - 61,1 тыс. квартир).
Централизованным водоснабжением обеспечено 0,645 тыс.сельских поселений (8,1 процента), канализацией - 0,540 тыс.сельских поселений (7,2 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 27 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждаются в замене. В результате часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
Из-за бездорожья 3281 населенный пункт остается без автомобильных подъездов с твердым покрытием.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 9,14 тыс. человек в 1992 году до 9,25 тыс. человек на начало 2006 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 23,4 промилле, что на 39,9 процента выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2006 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 8,8 года и составляет 61 год (в городе - 63,9 года).
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 0,5 тыс. человек (специалистов высшего и среднего звена).
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди руководителей и специалистов занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 48,2 процента работников, а высшее - 16,3 процента.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной Программы обусловлена:
необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления муниципальных образований области, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления муниципальных образований области;
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
повышение престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом;
повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети сельских автомобильных дорог;
привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
Сроки реализации Программы:
I этап - 2004 - 2006 годы;
II этап - 2007 - 2010 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Программа включает мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Выполнение мероприятий по развитию жилищного строительства (приложение 1 к настоящей Программе) позволит:
улучшить жилищные условия более 1,3 тыс. сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финан-сирования.
2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе
Основной целью мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе является формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.
Финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального, областного бюджетов, внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования.