ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 ноября 2012 года N 448-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.10.2008 N 265-П "О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА"
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 23.04.2008 N 77-п "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, Порядке проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области", в целях уточнения суммы расходов средств областного бюджета, предусмотренных в 2012 году на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2012 года", и пролонгации программы на 2013 год Правительство Ивановской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2008 N 265-п "О долгосрочной целевой программе Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2012 года" следующие изменения:
1. В наименовании и пункте 1 постановления цифры "2012" заменить цифрами "2013".
2. Пункт 2 признать утратившим силу.
3. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Ивановской области, начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Дмитриева Д.О.".
4. Приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
Вице-Губернатор Ивановской области,
руководитель аппарата Правительства
Ивановской области
В.В.СМИРНОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 09.11.2012 N 448-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 15.10.2008 N 265-п
Администратор долгосрочной целевой
программы Ивановской области
"Социальное развитие села Ивановской области
до 2013 года":
Департамент сельского хозяйства
и продовольствия Ивановской области
Сроки реализации долгосрочной целевой
программы Ивановской области
"Социальное развитие села Ивановской области
до 2013 года":
2009 - 2013 годы
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2013 ГОДА"
1. Паспорт долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года"
Наименование ДЦП <*> | Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года |
Срок реализации ДЦП | 2009 - 2013 годы |
Администратор ДЦП | Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие ДЦП | Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
Цель ДЦП | Повышение уровня и качества жизни на селе на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП | - ввод и приобретение 13,313 тыс. кв. м жилья гражданами, проживающими в сельской местности; - ввод и приобретение 7,072 тыс. кв. м жилья молодыми семьями и молодыми специалистами; - повышение уровня обеспеченности сельского населения сетевым газом на 3%; - введение в эксплуатацию 28,87 км газовых сетей; - повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой на 3%; - введение в эксплуатацию 60,65 км сетей водоснабжения; - открытие двух фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности; - проведение 4,3 тыс. консультаций в сфере агропромышленного производства; - приобретение 60 комплектов музыкального оборудования для организации дискотек в 60 сельских населенных пунктах |
Задачи ДЦП | - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; - улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе; - развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности; - развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности; - развитие газификации в сельской местности; - развитие водоснабжения в сельской местности; - укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) | Общая сумма расходов на реализацию ДЦП на 2009 - 2013 годы - 751,645 млн. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 232,428 млн. руб. - 30,9%; - областного бюджета - 519,217 млн. руб. - 69,1%; из них по годам: 2009 год - 122,836 млн. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 48,815 млн. руб. - 39,74%; - областного бюджета - 74,021 млн. руб. - 60,26%; 2010 год - 121,571 млн. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 47,267 млн. руб. - 38,88%; - областного бюджета - 74,304 млн. руб. - 61,12%; 2011 год - 212,08 млн. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 56,303 млн. руб. - 26,55%; - областного бюджета - 155,777 млн. руб. - 73,45%; 2012 год - 156,618 млн. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 41,503 млн. руб. - 26,5%; - областного бюджета - 115,115 млн. руб. - 73,5%; 2013 год - 138,54 млн. руб., в том числе средства: - федерального бюджета - 38,54 млн. руб. - 27,82%; - областного бюджета - 100,0 млн. руб. - 72,18% |
--------------------------------
<*> ДЦП - долгосрочная целевая программа Ивановской области.
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Государственная программа), необходим системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения сельскохозяйственной отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части жилищного фонда сельских поселений в Ивановской области нет элементарных коммунальных удобств.
За период с 2000 года по 2006 год включительно уровень обеспеченности жилищного фонда сельских поселений сетевым газом и сетями водопровода практически не менялся и на конец 2006 года составил соответственно 19 и 39 процентов, что в 4,6 и 1,8 раза ниже показателей по городским поселениям. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, более 50 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Снижение численности сельского населения обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционным оттоком населения из села. Естественная убыль сельского населения в 1,3 раза выше, чем в городе. Коэффициент смертности в сельской местности в 1,2 раза выше, чем в городе. Уровень рождаемости на селе в Ивановской области в 2,5 раза меньше, чем требуется для простого воспроизводства населения.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с рабочими кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в сельскохозяйственных организациях составляет 448 человек.
Ухудшается качественный состав рабочих кадров сельского хозяйства. В 2007 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 28 процентов работников, а высшее - 8,8 процента.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Государственной программе, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Таким образом, необходимость разработки и реализации ДЦП обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Государственной программой;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Реализация ДЦП в среднесрочной и дальнесрочной перспективе будет способствовать решению социально-экономической проблемы, связанной с развитием инженерной инфраструктуры в сельской местности, дефицитом рабочих кадров на селе, в том числе привлечением для работы в сельскохозяйственных организациях квалифицированных рабочих кадров, окажет положительное влияние на демографическую ситуацию в сельской местности.
2.2. Опыт решения социально-экономической проблемы Ивановской области в предыдущие годы
ДЦП разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858.
Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках ДЦП, с 2004 по 2008 год включительно осуществлялась в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года", утвержденной Законом Ивановской области от 15.04.2004 N 45-ОЗ (далее - ОЦП).
Исходя из ресурсных возможностей федерального и областного бюджетов основными приоритетными направлениями ОЦП в 2004 - 2008 годы были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение сельских территорий. Принцип софинансирования ОЦП за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий ОЦП по этим направлениям.
Сумма финансирования мероприятий ОЦП за период с 2004 по 2007 год составила 240,968 млн. руб., в том числе:
- 56,719 млн. руб. - средства федерального бюджета;
- 184,249 млн. руб. - средства областного бюджета.
За данный период введено 46 объектов водоснабжения и газификации в 14 муниципальных районах Ивановской области, 132,207 км газовых сетей и 9,38 км водопроводных сетей.
Введено в действие 3 информационно-консультационных центра в Гаврилово-Посадском, Ивановском, Приволжском муниципальных районах.
Из общего объема выделенных на реализацию мероприятий средств объем государственной поддержки гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составил 54,559 млн. руб., из них 23,239 млн. руб. - средства федерального бюджета.
С 2004 года получили возможность улучшить свои жилищные условия 218 семей из 21 муниципального района Ивановской области, проживающих в сельской местности, в том числе 83 семьи - в 2007 году, 64 семьи - в 2006 году, 47 семей - в 2005 году и 24 семьи - в 2004 году.
Использовали предоставляемые им средства федерального и областного бюджетов на приобретение жилья 133 семьи, на строительство жилья - 85 семей.
С 2004 года по 2007 год включительно введено 8,71 тыс. кв. м жилья, приобретено 6,62 тыс. кв. м жилья.
Впервые в 2006 году в рамках ОЦП осуществлялась реализация одного из направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в части обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
За период с 2006 по 2007 год включительно обеспечено жильем 27 молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности Гаврилово-Посадского, Ивановского, Ильинского, Кинешемского, Комсомольского, Родниковского, Шуйского, Юрьевецкого муниципальных районов, в том числе 19 семей, работающих в агропромышленном комплексе, и 8 семей, работающих в социальной сфере села.
Молодыми семьями заключены с работодателями трудовые договоры, в соответствии с которыми они обязаны отработать в сельской местности не менее 5 лет.
На реализацию мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности в 2006 - 2007 годах были направлены средства областного бюджета в сумме 4,98 млн. руб. и федерального бюджета в сумме 3,2 млн. руб.
Молодыми семьями введено 620,99 кв. м жилья и приобретено 1073,2 кв. м жилья.
3. Цель ДЦП, целевые индикаторы и ожидаемые результаты
3.1. Цель ДЦП
Повышение уровня и качества жизни на селе на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
N | Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1 | Ввод и приобретение жилья гражданами, проживающими в сельской местности (кв. м) | 3,013 | 2500 | 2550 | 2600 | 2650 |
2 | Ввод и приобретение жилья молодыми семьями и молодыми специалистами на селе (кв. м) | 1,972 | 1200 | 1250 | 1300 | 1350 |
3 | Открытие фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности (ед.) | 2 | ||||
4 | Проведение консультаций в сфере агропромышленного производства (количество в тыс.) | 1,3 | 1,4 | 1,6 | ||
5 | Уровень обеспеченности сельского населения сетевым газом (проценты) | 24 | 25 | 25 | 26 | 27 |
6 | Введение в эксплуатацию газовых сетей (км) | 9,97 | 4,4 | 1 | 5,5 | 2 |
7 | Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой (проценты) | 19,5 | 19,8 | 20,3 | 20,5 | 20,6 |
8 | Введение в эксплуатацию сетей водоснабжения (км) | 7,93 | 8,5 | 14,2 | 16 | 11,02 |
9 | Приобретение комплектов музыкального оборудования для организации дискотек в сельских населенных пунктах (ед.) | 60 |