Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2012 года N 333

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2013-2020 годах"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________

Изменения:

Постановление Правительства КЧР от 05.03.2013 N 68 RU 09000201300064

В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.08.2012 N 332 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2013-2020 годах" и определении государственного заказчика" Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2013-2020 годах" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Признать с 01.01.2013 утратившими силу:

постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2011 N 99 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2011 N 221 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.11.2011 N 380 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.12.2011 N 509 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.07.2012 N 283 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Председатель Правительства

Карачаево-Черкесской Республики И.И.Кябишев

Приложение
к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.08.2012 N 333

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2013 - 2020 годах"

г. Черкесск 2012 год

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2013 - 2020 годах"

В ред. постановления Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 05.03.2013 N 68 RU 09000201300064

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкес-ской Республики в 2013-2020 годах"

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Карачаево-Чер-кесской Республики от 10.08.2012 N 332 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Карачаево-Черкесской Респуб лики в 2013-2020 годах" и определении государственного заказчика"

Государственный заказчик Программы

Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики

Разработчик Программы

Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики

Цели и задачи Программы

Цели Программы: гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и сопредельных с ней территорий;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Задачи Программы: повышение рациональности использования водных ресурсов;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты

Перечень основных мероприятий Программы

Реконструкция гидроузлов действующих водохранилищ (на р. Эшкакон и на р. Кубань);
строительство берегоукрепительных сооружений на реках Абазинка, Аксаут, Джегута, Кяфарь и капитальный ремонт 44 гидротехнических сооружений;
экологическая реабилитация водных объектов (озеро Соленое, Прикубанский район, пруд, пос. Московский, р. Абазинка, г. Черкесск)

Исполнители Программы

Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики, организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 12,6 процента в 2013 году до 70,8 процента в 2020 году;
увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 11 процентов в 2013 году до 77,2 процента в 2020 году;
количество реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения - 2 единицы;
протяженность новых и капитально отремонтированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 43,539 километра;
протяженность восстановленных и экологически реабилитированных водных объектов - 12 километров;
количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние - 44 единицы

Срок реализации Программы

2013-2020 годы

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы в 2013 - 2020 годах за счет всех источников составит 1901,15 млн. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета - 214,75 млн. рублей;
за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 1686,4 млн. рублей. Из них по годам: 2013 год - 283,63 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 53,37 млн. рублей;
федеральный бюджет – 230,26 млн. рублей (по согласованию) 2014 год - 252,07 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 25,2 млн. рублей;
федеральный бюджет – 226,86 млн. рублей (по согласованию) 2015 год - 209,82 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 20,98 млн. рублей;
федеральный бюджет – 188,85 млн. рублей (по согласованию) 2016 год - 183,99 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 18,02 млн. рублей;
федеральный бюджет – 165,97 млн. рублей (по согласованию) 2017 год - 223,12 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 22,31 млн. рублей;
федеральный бюджет – 200,81 млн. рублей (по согласованию) 2018 год - 367,91 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 36,8 млн. рублей;
федеральный бюджет – 331,11 млн. рублей (по согласованию) 2019 год - 246,67 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 24,67 млн. рублей;
федеральный бюджет – 222,0 млн. рублей (по согласованию) 2020 год - 133,94 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет – 13,4 млн. рублей;
федеральный бюджет – 120,54 млн. рублей (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Карачаево-Черкесской Республики и сопредельных с ней территорий;
создание условий для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения;
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод) - 13230,675 млн. рублей"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Карачаево-Черкесская Республика принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами регионов Российской Федерации.

На ее территории протекает 419 рек, общая протяжённость которых составляет 4203 км.

Основной водной артерией, источником водоснабжения населения, хозяйственной и промышленной деятельности на территории республики является р. Кубань. Бассейн р. Кубань располагается в западной части Северо-Кавказского экономического района, ограничивается Главным Кавказским хребтом, Азовским морем и слабовыраженным водоразделом с реками равнинной части Ставропольского и Краснодарского краев.

Общая площадь водосбора р. Кубани 57,0 тыс. км2, протяженность составляет 870 км, суммарная длина всех ее притоков (более 10 км) 14328 км. Основные крупные притоки в верховьях реки это р. Теберда, р. Малый Зеленчук, р. Большой Зеленчук, р. Уруп, р. Большая Лаба.

Вода р. Кубань, ее притоков и малых рек республики питает Карачаево-Черкесскую Республику, Ставропольский и Краснодарский края.

Общая потребность населения республики в воде питьевого качества составляет около 250,0 тыс. м3/сутки.

Объем речного стока р. Кубань - с. им. Коста-Хетагурова составляет 2217 млн. м3, р. Маруха - с. Маруха - 391 млн. м3, р. Аксаут - с. Хасаут - Греческое – 561 млн. м3, р. Большой Зеленчук- п. Архыз – 984 млн. м3.

Подсчитанные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод переуглубленных речных долин бассейна р. Кубань составляют порядка 2,5 млн. м3/сутки.

Обеспеченность разведанными запасами пресных подземных вод составляет 0,26 м3/сутки на человека, а прогнозными эксплуатационными ресурсами - 5,78 м3/сутки.

Общий объем забранной свежей воды из поверхностных и подземных источников в 2011 году составил 3271,36 млн. м3/год. Объем забранной из поверхностных водных объектов воды указан с учетом транзитной переброски воды с целью распределения поверхностного стока (составляющий 50% паводкового стока) из рек Аксаут, Маруха и Большой Зеленчук в р. Кубань на нужды гидроэнергетики, а также с учетом забора воды из р. Кубань в Большой Ставропольский канал - канал комплексного назначения, из которого производится забор воды Ставропольским краем для нужд энергетики, сельскохозяйственного водопотребления, орошения.

На территории республики существует три крупных водохозяйственных системы:

1. Большой Ставропольский канал - БСК.

2. Водно-энергетический комплекс - Зеленчукская ГЭС (Марухское подпорное водохранилище, Аксаутское подпорное водохранилище, бассейн суточного регулирования, водозаборный гидроузел на р.Б.Зеленчук).

3. Регулирующее водохранилище на реке Эшкакон.

В систему Большого Ставропольского канала, предназначенного для водоснабжения Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев, входит Усть-Джегутинское водохранилище (головные сооружения канала), Кубанское водохранилище, Каскад Кубанских ГЭС. Общий забор воды в БСК из р. Кубань в 2011 году составил 2285 млн. м3.

Большая часть емкости верхнего бьефа Усть-Джегутинского водохранилища заилена. Для увеличения водоподачи в магистральный канал и водозаборные сооружения необходима реконструкция водохранилища, предусматривающая, в том числе, проведение очистки ложа водоема от донных отложений.

Кубанское водохранилище расположено на 47 км от головного сооружения БСК в пос. Кавказский. Наливное водохранилище создано в природной котловине. Эксплуатируется с 1967 года. Забор воды в Кубанское водохранилище осуществляется из БСК в паводковый период через гидроаккумулирующую электростанцию и холостой водосброс. В осенне-зимний период БСК наполняется водой в основном из Кубанского водохранилища.

Водно-энергетический комплекс - Зеленчукская ГЭС в составе: Аксаутское подпорное водохранилище, Марухское подпорное водохранилище, бассейн суточного регулирования, водозаборный гидроузел на р. Б. Зеленчук.

Гидротехнический комплекс Зеленчукской ГЭС предназначен для энергетических целей.

Регулирующее водохранилище на р. Эшкакон предназначено для обеспечения питьевой водой населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики и сопредельной с Карачаево-Черкесской Республикой территории эколого-курортного региона Кавказских Минеральных вод Ставропольского края.

Эшкаконский гидроузел представляет собой регулирующее водохранилище и гидротехнические сооружения водохранилища, совмещенные с комплексом очистных сооружений. Основные параметры водохранилища: площадь водосбора - 240км2, средний многолетний объем годового стока – 53,3 млн. м3, объем водохранилища : общий – 8,27 млн.м3, регулирующий – 8,075 млн.м3, класс сооружений по капитальности – II. Съемка, выполненная ОАО "Севкавгипроводхоз" после паводка 2002 года, показала, что за период с 1997 по 2002 годы в водохранилище отложилось 1млн. м3 наносов (объем водохранилища по съемке 1997 года составлял 9,27млн. м3).

В связи с тем, что полезный объем водохранилища снижен по сравнению с проектным и продолжает уменьшаться, а также для улучшения качества питьевой воды, подаваемой в населенные пункты республики и в эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды, требуется реконструкция водохранилища.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а также развитие оползневой опасности на застроенных территориях.

Проблемой, требующей особого внимания, является сохранившийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Карачаево-Черкесской Республики сбрасывается ежегодно порядка 55 млн. куб.м сточных вод, из которых порядка 9 млн. куб.м сбрасывается без очистки и 45 млн. куб.м недостаточно очищенных. Структура сточных вод за 2011 года: 17% стоков сброшено без очистки, 84,4% - недостаточно очищенных, 1,6% стоков – нормативно чистых без очистки, 0,2% - нормативно-очищенных на сооружениях очистки.

Большое количество загрязняющих веществ со сточными, ливнево-дренажными водами сбрасывается в реки республики, загрязняя тем самым их воды. Наиболее загрязненными и потерявшими способность к самоочищению являются оз. Соленое Прикубанского района, пруд п. Московский, р. Абазинка г. Черкесск.

Основными проблемами в Карачаево-Черкесской Республике являются ежегодные наводнения, ухудшение экологического состояния водных объектов, снижение объемов капиталовложений в водохозяйственную отрасль, хозяйственное освоение паводкоопасных территорий и размещение там хозяйственных объектов и жилья.

Источниками питания рек в бассейне р. Кубань являются снеговые и дождевые. Доля дождевого питания с понижением абсолютных высот увеличивается, а снегового уменьшается. Доля ледникового питания также сокращается к предгорьям. Годовой ход уровня характеризуется высоким летним половодьем (май - июль) и сравнительно устойчивой зимней меженью, длящейся с конца ноября до конца марта. Подъем уровня воды от таяния снега в пониженной части водосбора начинается в середине апреля и переходит в летнее половодье. Высокие уровни удерживаются в течение июня - июля после чего начинается медленный спад, заканчивающийся в ноябре. Низкие меженные уровни сохраняются до начала апреля. Ход уровня воды нарушается резкими подъемами при дождевых паводках. В результате их наложения на высокий фон летнего половодья формируется наивысший годовой уровень, наблюдающийся в конце июня и реже в июле.

На реках бассейна р. Кубань, где в непосредственной близости от уреза воды расположены почти все населенные пункты республики, ежегодно с периодичностью не менее двух - трех раз проходят бурные и разрушительные паводки. Уровень воды поднимается практически мгновенно при наложении на волну половодья от интенсивного таяния снежников, обильных атмосферных осадков. Из-за больших уклонов каждый паводок носит бурный характер, неся с собой большое количество влекомых наносов, карчей, топляка и обломочного материала горных пород. Реки меняют русло, и происходит подтопление и разрушение берегов. Непринятие своевременных опережающих мер, направленных на предотвращение негативного воздействия паводковых вод, может привести к катастрофически неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям с возможными жертвами.

По состоянию на 01.01.2012 на территории Карачаево-Черкесской Республики имеется 267 гидротехнических сооружений (ГТС).

Из них 9 гидросооружений находится на балансе объектов энергетики и промышленных предприятий.

На балансе организаций, эксплуатирующих федеральные объекты, находится 41 ГТС.

Остальные 217 ГТС предназначены для защиты земельных участков и населенных пунктов от наводнений во время прохождения паводковых вод.

Количество ГТС на территории республики, уровень безопасности которых оценивается как пониженный, неудовлетворительный составляет 57 шт.

Разрушительные паводки наблюдались в июне 2002 года, когда в результате длительных дождей и значительной площади их выпадения в горах на реках Карачаево-Черкесской Республики сформировался катастрофический паводковый расход, тогда как вероятность прохождения подобных паводков составляла 0,5% обеспеченности. Произошел разлив рек. Были полностью уничтожены и затоплены жилые дома. В домах вымыт грунт из-под фундаментов. Разрушены хозяйственные постройки. Смыт плодородный пахотный слой почвы на всем протяжении берегозащитных мероприятий. Был нанесен огромный экономический и экологический ущерб.

В связи с этим вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений остро стоит на всей территории Карачаево-Черкесской Республики и носит общереспубликанский характер. Ветхость, изношенность и аварийность гидротехнических сооружений, а в некоторых случаях их полное отсутствие, несет постоянную и повсеместную угрозу затопления ежегодными паводками жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от водных объектов. Для предупреждения аварийных ситуаций на реках требуется постоянно проводить мероприятия по капитальному ремонту существующих и строительству новых берегоукрепительных сооружений. Мероприятия должны проводиться планово и последовательно с привлечением всех возможных средств. Именно поэтому, обозначенные проблемы необходимо решать программно-целевым методом.

Общая площадь паводкоопасных районов на территории Карачаево-Черкесской Республики достигает 5,25 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливает до 1,2 тыс. кв. км. Затоплению подвержены отдельные территории городов, населенных пунктов, хозяйственные объекты и более 7 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Средний ежегодный экономический ущерб составляет более 280 млн. рублей. Численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 56,957 тыс. человек.

Размыв берегов на реках бассейна р. Кубань (Теберда, Большой и Малый Зеленчук, Кяфарь, Аксаут, Джегута и др.) увеличивает неустойчивость русла и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты.

В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты будут проводиться прежде всего в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах и носить превентивный характер.

Для ликвидации эрозионных процессов предусматриваются инженерные мероприятия, направленные на предотвращение разрушения берегов в границах населенного пункта.

Таким образом, есть основания для вывода о том, что использование программно-целевого подхода при реализации государственной политики по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений окажет существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике, что с учетом необходимости устранения отмеченных негативных явлений обусловливает целесообразность принятия Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»