Основу для развития туризма в области составляет разнообразие природы региона с его уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами, и реками, а также значительный историко-культурный потенциал и богатые культурные традиции. В регионе развивается весь комплекс индустрии гостеприимства: транспорт, отдых, лечение, экскурсии, культурно-познавательный досуг, образование, что в конечном итоге работает на устойчивость доходов от туризма.
Конкурентными преимуществами в развитии туризма в области являются:
уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное и природное наследие;
территория бытования народных художественных промыслов - "Северная чернь", "Шемогодская резьба по бересте", "Вологодское кружево", "Великоустюгские узоры";
самобытная деревенская культура и народные традиции;
бренд "Вологодское масло", экологически чистые продукты питания;
формирование новых туристских брендов;
известные люди прошлого и настоящего.
Развитие сферы туризма является одним из перспективных направлений Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739.
В 2011 году число участников путешествий по области составило 1,8 млн. посетителей. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 60% туристов.
Доля туризма в структуре ВВП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4%. В 2010 году в бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 173,0 млн. рублей. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, составляет 17,3 тыс. человек.
В 2 городах и 22 районах области развиваются туристские бренды. На территории муниципальных образований области разработаны и реализуется более 150 туристских маршрутов и программ.
В последние годы за счет средств инвесторов в районах области введены более 30 объектов туристской инфраструктуры.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.
Основными причинами возникновения проблем в сфере туризма области являются:
умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность. Решение данной проблемы видится в инновационном подходе, который заключается в маятниковой организации туристской инфраструктуры. При таком подходе развиваются зимние проекты (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза), летние (например, дестинация Белоозеро) и всесезонные (например, Вологодская слобода). Кроме этого, целесообразно выделить и развивать приоритетные виды туризма, такие, как сельский туризм (лето), приключенческий, активный, паломнический, социальный туризм (всесезонные виды туризма);
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. Данная проблема решается через проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества услуг и обучение персонала, а также знакомство с передовым опытом через участие в выставках, форумах, семинарах и других мероприятиях за пределами региона;
низкое качество сервиса туристской инфраструктуры. Развитие туристской инфраструктуры - ключевое направление развития сферы туризма в целом. Решение указанной проблемы видится в развитии конкуренции, а также в повышении квалификации персонала;
недостаточное развитие объектов индустрии туризма, гостеприимства и развлечений; Для решения указанной проблемы необходимо развитие механизмов государственно-частного партнерства, при котором создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры (системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры) производится за счет бюджетных средств, а строительство объектов производится за счет средств инвесторов;
недостаточное рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем (внутри области) и внешнем (за пределами области) рынках туристских услуг. Необходимо планирование информационного продвижения с использованием всех доступных технологий: баннеры, специализированные издания, телевидение и интернет.
Преодоление указанных ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Вологодской области может привести к снижению:
конкурентоспособности региона на рынке туристских услуг (в первую очередь за счет появления новых объектов туристской инфраструктуры в других регионах и снижения качества предоставляемых туристских услуг);
внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджет области;
уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли органов власти области в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.
Наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем и сформулированных задач в сфере туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства. Поддержка за счет средств областного бюджета позволит привлечь средства федерального и местного бюджетов, что, в свою очередь, создаст условия для привлечения средств внебюджетных источников. Таким образом, областное финансирование станет катализатором комплексного изменения территории.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить при решении указанных проблем комплексность и системность на основе:
определения целей, задач и мероприятий;