Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2012 года N 279

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________

<Изменения:

Постановление Правительства Рязанской области N 175 от 26.06.2013 г.; нгр: RU62000201300321;

Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371;

Постановление Правительства Рязанской области N 278 от 30.09.2013 г.; нгр: RU62000201300544>

Во исполнение Постановления Правительства Рязанской области от 8 октября 2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области В.В.Ионова.

<Пункт в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 175 от 26.06.2013 г.; нгр: RU62000201300321; Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371>

     Временно исполняющий обязанности
     Губернатора Рязанской области
     О.И.Ковалев

Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 28 сентября 2012 г. N 279

<Приложение в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371; Постановление Правительства Рязанской области N 278 от 30.09.2013 г.; нгр: RU62000201300544>

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 - 2015 ГОДАХ"


<Паспорт в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371>

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы


Наименование
 Программы

Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологической
 обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах" (далее
 - Программа)

Заказчик
 Программы

Министерство природопользования и экологии Рязанской
 области

Разработчик
 Программы

Министерство природопользования и экологии Рязанской
 области

Основание для
 разработки
 Программы

Конституция Российской Федерации ;

 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране
 окружающей среды"
;

 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте
 и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в
 отдельные законодательные акты Российской Федерации"
;

 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537
 "О Стратегии национальной безопасности Российской
 Федерации до 2020 года"
;

 Закон Рязанской области от 31.10.2002 N 67-ОЗ "Об охране
 окружающей среды на территории Рязанской области"
;

 Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо
 охраняемых природных территориях в Рязанской области"
;

 Постановление Правительства Рязанской области от
 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке
 определения сроков реализации и принятия решений о
 разработке долгосрочных целевых программ, их формирования
 и реализации в Рязанской области"

Исполнители
 Программы

Министерство природопользования и экологии Рязанской
 области

Цели и задачи

Цели Программы:
 - улучшение экологической обстановки в Рязанской области;

 - улучшение качества окружающей природной среды и
 обеспечение экологической безопасности населения;

 - функционирование и развитие территориальной системы
 государственного экологического мониторинга;

 - развитие экологического воспитания и образования
 населения;

 - сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых
 природных территорий областного значения.
 Задачами Программы являются:
 - повышение эффективности государственного экологического
 надзора;

 - установление, оценка и ликвидация накопленного
 экологического ущерба;

 - расширение сети территориальной системы государственного
 экологического мониторинга;

 - развитие системы экологического воспитания и образования
 населения;

 - организация и проведение комплексного обследования
 состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо
 охраняемых природных территорий областного значения;

 - организация мер охраны и обустройство объектов
 рекреационного использования на территориях особо
 охраняемых природных территорий областного значения;

 - организация рационального использования и сохранения
 охотничьих ресурсов

Целевые
 индикаторы
 (показатели)

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
 - увеличение количества точек отбора проб на территории
 Рязанской области;

 - увеличение площади территорий, освобожденных от
 воздействия загрязняющих веществ;

 - увеличение обеспеченности Рязанской области
 стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного
 воздуха;

 - увеличение количества организаций, участвующих в
 экологическом воспитании и образовании населения;

 - увеличение доли обследуемых территорий в целях придания
 им статуса особо охраняемых природных территорий;

 - увеличение количества информационных знаков о режиме и
 границах особо охраняемых природных территорий;

 - освоение лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов

Сроки и этапы
 реализации

2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень
 подпрограмм

Программа состоит из 4 подпрограмм:
 - подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной
 среды";

 - подпрограмма 2 "Функционирование территориальной
 системы государственного экологического мониторинга";

 - подпрограмма 3 "Экологическое воспитание и образование
 населения";

 - подпрограмма 4 "Обследование и развитие экосистем"

Объемы и
 источники
 финансирования

Финансирование Программы осуществляется за счет областного
 бюджета. Объем финансирования составляет 59300,0 тыс.  !B R! руб., в том числе по годам:
 2013 год - 19780,0 тыс. руб.;

 2014 год - 19420,0 тыс. руб.;

 2015 год - 20400,0 тыс. руб.
 В том числе:
 по подпрограмме 1 "Улучшение качества окружающей природной
 среды - 18440,0 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 5000,0 тыс. руб.;

 2014 год - 6720,0 тыс. руб.;

 2015 год - 6720,0 тыс. руб.;

 по подпрограмме 2 "Функционирование территориальной
 системы государственного экологического мониторинга" -
 19907,5 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 6907,5 тыс. руб.;

 2014 год - 6300,0 тыс. руб.;

 2015 год - 6700,0 тыс. руб.;

 по подпрограмме 3 "Экологическое воспитание и образование
 населения" - 3190,0 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 1090,0 тыс. руб.;

 2014 год - 1000,0 тыс. руб.;

 2015 год - 1100,0 тыс. руб.;

 по подпрограмме 4 "Обследование и развитие экосистем" -
 17762,5 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 6482,5 тыс. руб.;

 2014 год - 5400,0 тыс. руб.;

 2015 год - 5880,0 тыс. руб.
 Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер
 и подлежат уточнению при утверждении областного бюджета на
 очередной финансовый год, а также при внесении в него
 изменений в течение финансового года

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы и
 показатели
 социально-
 экономической
 эффективности

Реализация Программы позволит в 2013 - 2015 годах:
 - увеличить количество точек отбора проб на территории
 Рязанской области до 33 штук;

 - увеличить площадь территорий, освобожденных от
 воздействия загрязняющих веществ, на 0,078 кв. км;

 - увеличить обеспеченность Рязанской области стационарными
 постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха до
 60% от оптимального количества;

 - увеличить количество организаций, участвующих в
 экологическом воспитании и образовании населения, до 7
 штук;

 - увеличить долю обследуемых территорий Рязанской области
 в целях придания им статуса особо охраняемых природных
 территорий до 100% от общей площади проектируемых особо
 охраняемых природных территорий;

 - увеличить обеспеченность особо охраняемых природных
 территорий информационными знаками о режиме и границах до
 100%;

 - осваивать выделенные лимиты, квоты добычи охотничьих
 ресурсов на 90%

1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.

Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.

Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:

- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;

- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;

- сокращение видового состава флоры и фауны;

- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий.

В связи с ростом промышленного производства наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в результате чего увеличивается количество образующихся и направляемых на размещение отходов производства и потребления, сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ, преимущественно в почвах (землях).

Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и в настоящее время достигло таких высоких концентраций и осуществляется в таких формах, что сами природные объекты (загрязненные земли) становятся источником загрязнения.

Процессы интенсивной индустриализации оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения.

Комплексной оценки экологического ущерба, накопленного в Рязанской области в результате прошлой хозяйственной деятельности предприятий, до настоящего времени не проводилось, а имеющиеся данные носят фрагментарный характер.

Решение проблемы накопленного экологического ущерба путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Рязанской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходим системный подход, предполагающий реализацию комплекса мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба.

Системность в данном вопросе предусматривает обязательную идентификацию проблемы и оценку ее масштабов, формирование инструментов регулирования, реализацию практических мероприятий, мониторинг результатов их выполнения, анализ и совершенствование регулирования. В этой связи основные направления мероприятий плана по ликвидации накопленного экологического ущерба:

- комплексная оценка экологического ущерба (для ее проведения необходимо оценить масштаб негативного воздействия, нанесенного в течение определенного времени в результате антропогенного воздействия всем компонентам природной среды, определить критерии отнесения тех или иных территорий к загрязненным, ранжировать данные территории по установленным критериям, определить наиболее пострадавшие участки, провести экономический анализ затрат, необходимых на их восстановление);

- проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в Рязанской области на наиболее загрязненных участках и территориях.

Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям и не носит планового характера.

Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.

Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.

Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.

Вместе с тем, имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.

Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.

В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Рязанской области необходима организация территориального охотоустройства.

Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, возникает необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, также необходимо решать обозначенные выше проблемы с использованием программно-целевого метода.

Без использования программно-целевого метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:

- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;

- возрастание техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения объемов и видов отходов, размещаемых в природной среде, и, как следствие, увеличение количества несанкционированных свалок ТБО, захламление и засорение земель;

- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;

- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;

- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.

Положительный опыт реализации областных целевых программ "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах", "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах" и анализ результатов их выполнения свидетельствуют о целесообразности продолжения решения данных проблем программно-целевым методом.

В условиях неудовлетворительного состояния бюджетов муниципальных уровней Рязанской области и отсутствия специальной программы экологической направленности на федеральном уровне средства областного бюджета являются основным (практически единственным) источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий.

Применение программно-целевого метода позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств.

Реализация Программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

2. Цели и задачи реализации Программы


Целями Программы являются:

- улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

- функционирование и развитие территориальной системы государственного экологического мониторинга;

- развитие экологического воспитания и образования населения;

- сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения.

Задачами Программы являются:

- повышение эффективности государственного экологического надзора;

- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба;

- расширение сети территориальной системы государственного экологического мониторинга;

- развитие системы экологического воспитания и образования населения;

- организация и проведение комплексного обследования состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо охраняемых природных территорий областного значения;

- организация мер охраны и обустройство объектов рекреационного использования на территориях особо охраняемых природных территорий областного значения;

- организация рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап.

4. Ресурсное обеспечение Программы


<Раздел в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371; Постановление Правительства Рязанской области N 278 от 30.09.2013 г.; нгр: RU62000201300544>

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»