Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА 2016-2020 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 12.10.2015 N 411-Р


 I. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки


План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2025 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с:

Конвенцией о правах инвалидов;

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности";

поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 12 декабря 2014 года N ДМ-П12-9175;

методическим пособием "Основные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, государственных стандартов, сводов, правил, строительных норм и правил, санитарных норм по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов услуг и объектов, на которые предоставляются услуги", направленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 17 марта 2015 года N 13-6/10/П-1369).

Основной целью разработки "дорожной карты" является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) на территории Республики Дагестан.

В Республике Дагестан в настоящее время проживает около 260 тыс. инвалидов (из них более 34 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 9 процентов от общей численности населения республики.

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан. Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей.

Многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.

Систему социальной защиты населения республики составляют 53 центра занятости населения, 52 управления социальной защиты населения, 80 учреждений социального обслуживания населения, размещающихся в 310 зданиях. Из них только 70 процентов объектов (от общей численности) условно доступны или частично доступны для всех категорий инвалидов (доступны специально выделенные зоны и участки объектов, созданы адаптированные места приема граждан).

Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.

Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 1453 учреждениями. Всего учреждения здравоохранения республики имеют 2833 здания, из которых только 35 процентов оборудовано специальными устройствами для инвалидов (пандусными съездами, поручнями, перилами, подъемными лифтами).

В большей части зданий учреждений санитарно-гигиенические зоны не оснащены вспомогательными средствами для обслуживания инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.

Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:

недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;

отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;

недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов;

необходимость открытия специального (коррекционного) учреждения VI вида для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, V вида - для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения в республике составляет около 0,9 процента. Невысокий уровень данного показателя связан как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и с отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов.

В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений, 4 библиотеки, 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики, 15 концертных организаций, 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования, Республиканский учебно-методический центр, Республиканский дом народного творчества, но не все они приспособлены для инвалидов и других МГН.

Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо предусмотреть в театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.

Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других МГН. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для МГН. Общественный транспорт не оборудован специальными устройствами для перевозки инвалидов и других МГН, в связи с чем необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта.

Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;

негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;