1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта", автономный округ) призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Неразвитость отдельных (в том числе значительно востребованных) видов социального обслуживания. Из восьми видов социального обслуживания, предусмотренных статьей 19 Закона автономного округа от 02 ноября 2005 года N 74-ЗАО "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе", только 62% являются достаточно развитыми. Среди неразвитых (недостаточно развитых) видов социального обслуживания в автономном округе наиболее социально востребованные:
- социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного либо ночного пребывания (только в семи муниципальных образованиях в автономном округе развито полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, в четырех муниципальных образованиях в автономном округе - детей инвалидов);
- реабилитационные услуги (ни в одном муниципальном образовании в автономном округе нет реабилитационных центров для инвалидов (в то время как численность инвалидов ежегодно увеличивается), отсутствуют центры социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Стационарное социальное обслуживание характеризуется отсутствием в автономном округе психоневрологических домов-интернатов, специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. В связи с отсутствием данных типов учреждений стационарного социального обслуживания на территории автономного округа граждане направляются в учреждения социального обслуживания Тюменской, Курганской и Рязанской областей на основании заключенных государственных контрактов.
2.2. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.
В 2012 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы социальных работников составил 34,9 тыс. рублей.
На конец 2012 года штатная численность социальных работников системы социальной защиты составляла 241 человек.
2.3. Несоответствие зданий, в которых расположены учреждения, требованиям СанПиН и нормам пожарной безопасности, что, безусловно, не позволяет предоставлять качественные социальные услуги.
Причина данной проблемы прежде всего в том, что только 10% зданий от всех, в которых расположены учреждения социального обслуживания населения, были специально построены для социальных служб, в остальных случаях учреждения располагаются в приспособленных помещениях.
40% от всех учреждений социального обслуживания в автономном округе расположены в деревянных зданиях и, как следствие, имеют высокую степень пожароопасности. Среди учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста, инвалидов и детей данный показатель составляет 55%. Ни одно из зданий учреждений социального обслуживания населения в полном объеме не приспособлено к потребностям маломобильных категорий граждан.
Более 35% зданий социальных служб имеют свыше 50% износа. Учитывая высокую степень износа основных фондов в сфере социального обслуживания, можно констатировать наличие наметившейся тенденции кризисности в состоянии основного капитала.
В таких условиях проблематично обеспечить достаточную степень комплексной безопасности на объектах социального обслуживания населения.
2.4. В системе социального обслуживания автономного округа отсутствуют негосударственные учреждения социального обслуживания.
3. Целями "дорожной карты" являются:
3.1. совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;
3.2. оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
3.3. повышение к 2018 году средней заработной платы:
- социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала, культорганизаторов учреждений социального обслуживания - до 100% от средней заработной платы в автономном округе;
- врачей, занятых в учреждениях социального обслуживания, - до 200% от средней заработной платы в автономном округе;
- педагогических работников учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - до 100% от средней заработной платы в автономном округе;
- педагогических работников учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги другим категориям населения (семьям с детьми, пожилым гражданам и инвалидам), - до 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в автономном округе;
3.4. укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;