ЗАКОН

 РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 08 июля 2014 года N 184-ЗС

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Областного закона Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)


Принят
Законодательным Собранием
26 июня 2014 года

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Областного закона


Настоящий Областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области регулирует отношения, возникающие в связи с участием граждан Российской Федерации (далее - граждане) в охране общественного порядка на территории Ростовской области.

 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Областном законе


В настоящем Областном законе используются основные понятия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка".

 Статья 3. Принципы участия граждан в охране общественного порядка


Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:

1) добровольности;

2) законности;

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 Статья 4. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка


1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

 Статья 5. Формы участия граждан в охране общественного порядка


1. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах:

1) содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

2) участия в поиске лиц, пропавших без вести;

3) внештатного сотрудничества с полицией;

4) участия в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности;

5) участия в деятельности народных дружин.

2. Порядок участия граждан в охране общественного порядка в формах, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка".

 Статья 6. Народные дружины


1. Граждане, изъявившие желание участвовать в охране общественного порядка, могут в границах территорий, установленных представительным органом соответствующего поселения, городского округа, создавать народные дружины. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

2. Народные дружины создаются в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

3. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка".

4. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Ростовской области.

5. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

6. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

7. Народные дружины действуют в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Областным законом, другими областными законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

 Статья 7. Руководство деятельностью народных дружин


1. Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин при Правительстве Ростовской области, при исполнительно-распорядительных органах муниципальных районов, городских округов (в городском округе "Город Ростов-на-Дону" - также при соответствующем территориальном органе исполнительно-распорядительного органа указанного городского округа) могут создаваться соответственно областной и муниципальные штабы народных дружин.

Штаб народных дружин осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым соответственно Правительством Ростовской области, главой исполнительно-распорядительного органа муниципального района, городского округа.

(абзац второй введен Областным законом Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)

3. В состав штаба народных дружин включаются командиры народных дружин, действующих на соответствующей территории, представители заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций.

Персональный состав штаба народных дружин определяется соответственно Правительством Ростовской области, главой исполнительно-распорядительного органа муниципального района, городского округа.

(в ред. Областного закона Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)

4. Заседания штаба народных дружин проводятся по мере необходимости. Заседание штаба народных дружин считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа его членов.

5. Решение штаба народных дружин принимается большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим на заседании. Решение штаба народных дружин обязательно для народных дружин, действующих на соответствующей территории.

 Статья 8. Удостоверение, отличительный знак и форменная одежда народных дружинников

(в ред. Областного закона Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)


1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, использовать отличительный знак народного дружинника, а в случае, если это предусмотрено уставом народной дружины, также носить форменную одежду.

(часть 1 в ред. Областного закона Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)

2. Удостоверение народного дружинника является документом, подтверждающим личность и полномочия народного дружинника. Удостоверение народного дружинника изготавливается в соответствии с приложением к настоящему Областному закону и подписывается главой исполнительно-распорядительного органа соответствующего поселения, городского округа (в городском округе "Город Ростов-на-Дону" - соответствующего территориального органа исполнительно-распорядительного органа указанного городского округа).

3. Выдача удостоверения народного дружинника осуществляется уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления на основании представления командира народной дружины при предъявлении народным дружинником документа, удостоверяющего его личность, под роспись в книге учета выдачи удостоверений.

Удостоверение народного дружинника выдается на срок, указанный в представлении командира народной дружины, но не более чем на три года.

4. Отличительным знаком народного дружинника является нарукавная повязка. Нарукавная повязка изготавливается из ткани красного цвета размером 250 х 100 мм. Края ткани подрубаются и к ним пришиваются завязки или резинки для закрепления на рукаве. На лицевой стороне нарукавной повязки краской белого цвета выполняется надпись "ДРУЖИННИК" буквами высотой 25 мм.

4.1. Форменной одеждой народного дружинника являются жилет и (или) куртка-ветровка. Форменная одежда изготавливается из флуоресцентного фонового материала желтого цвета. Со стороны спины посредине располагается надпись в два ряда "НАРОДНАЯ ДРУЖИНА", изготовленная из световозвращающего материала.

(часть 4.1 введена Областным законом Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)

5. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительного знака народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

(часть 5 в ред. Областного закона Ростовской области от 29.02.2016 N 502-ЗС)

 Статья 9. Особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ


1. Создание и деятельность народных дружин из числа членов войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", иного казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачье общество), осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка" с учетом особенностей, указанных в Федеральном законе от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".

2. Назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ осуществляется атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Народные дружинники из числа членов казачьих обществ выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием отличительного знака народного дружинника.

4. Планы работы народных дружин из числа членов казачьих обществ, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников из числа членов казачьих обществ согласовываются с атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ, органами местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

5. В качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

6. Народные дружинники из числа членов казачьих обществ могут оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти Ростовской области и органам местного самоуправления в осуществлении установленных задач и функций в соответствии с договорами (соглашениями), предусмотренными Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".

 Статья 10. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин


1. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Ростовской области, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

 Статья 11. Материальное стимулирование, льготы и компенсации граждан, участвующих в охране общественного порядка


1. Материальное стимулирование граждан, участвующих в охране общественного порядка, предоставление им льгот и компенсаций осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка".

2. За счет средств областного бюджета гражданам, участвующим в охране общественного порядка на территории Ростовской области, устанавливаются следующие социальные гарантии:

1) в случае гибели в связи с участием в охране общественного порядка семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 250 тыс. рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;

2) при причинении в связи с участием в охране общественного порядка тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, пострадавшему выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей, а также компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тыс. рублей с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц;

3) при причинении в связи с участием в охране общественного порядка иного вреда здоровью пострадавшему компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тыс. рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;

4) при причинении ущерба имуществу в связи с участием в охране общественного порядка пострадавшему возмещается стоимость причиненного ущерба, но не свыше 50 тыс. рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»