ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2013 года N 3-ПП


Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области

(с изменениями на 2 июля 2013 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Свердловской области от 2 июля 2013 года N 818-ПП (Областная газета, N 313-319, 10.07.2013).

____________________________________________________________________



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и формирования региональной политики по улучшению положения детей в Свердловской области Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области (прилагается).

2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Ю.И.Биктуганов) совместно с Министерством социальной политики Свердловской области (А.В.Злоказов), Министерством здравоохранения Свердловской области (А.Р.Белявский), Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (Л.А.Рапопорт) подготовить проект положения о Координационной комиссии по вопросам реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области в срок до 1 апреля 2013 года.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 июля 2013 года постановлением Правительства Свердловской области от 2 июля 2013 года N 818-ПП. - См. предыдущую редакцию)

3. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Ю.И.Биктуганов) совместно с Министерством социальной политики Свердловской области (А.В.Злоказов), Министерством здравоохранения Свердловской области (А.Р.Белявский), Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (Л.А.Рапопорт) разработать план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области в срок до 1 марта 2013 года.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области разработать и утвердить программу (план) действий в интересах детей на территории соответствующего муниципального образования в срок до 1 марта 2013 года.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 июля 2013 года постановлением Правительства Свердловской области от 2 июля 2013 года N 818-ПП. - См. предыдущую редакцию)

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А.Власова.

6. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования в "Областной газете".


И.о. Председателя Правительства
Свердловской области
В.А.Власов

     

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 16 января 2013 года N 3-ПП

Стратегия действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области


Раздел 1. Общие положения


Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы") (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В развитие положений Национальной стратегии разработана настоящая Стратегия действий в интересах детей в Свердловской области (далее - Региональная стратегия).

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (Постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2008 N 873-ПП "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"), Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года").

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: создан институт уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджета Свердловской области, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. В Свердловской области проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании остаются актуальными: нередко преступления несовершеннолетними совершаются в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Глава 1. Основные проблемы в сфере детства


Основными проблемами в сфере детства являются:

1) недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

2) высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

3) распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

4) низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

5) неравенство между муниципальными образованиями в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;

6) социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

7) нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

8) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Глава 2. Ключевые принципы Региональной стратегии


Ключевыми принципами Региональной стратегии являются:

1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Свердловской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

2) защита прав каждого ребенка. В Свердловской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимых мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Свердловской области должны развиваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

4) сбережение здоровья каждого ребенка. В Свердловской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Свердловской области необходимо продолжить внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

6) особое внимание уязвимым категориям детей. В Свердловской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо продолжать внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Свердловской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо развивать условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

8) партнерство во имя ребенка. В Свердловской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Региональная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы, утверждена 15 февраля 2012 года и включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Региональной стратегии.

Раздел 2. Семейная политика детствосбережения


Глава 3. Краткий анализ ситуации

Стабильное увеличение числа родившихся детей в Свердловской области наблюдается с 2000 года. Вместе с тем темпы прироста числа родившихся замедляются. Показатель рождаемости возрос незначительно - на 3 процента, достигнув 13,5 промилле, что выше аналогичного показателя по России (12,5 промилле). Выше областного уровень рождаемости в Западном управленческом округе Свердловской области и Восточном управленческом округе Свердловской области. Ниже областного показатели рождаемости в Южном управленческом округе Свердловской области, Горнозаводском управленческом округе Свердловской области и Северном управленческом округе Свердловской области. С 2008 года в муниципальном образовании "город Екатеринбург" количество записей актов о рождении превышает количество записей актов о смерти. С 2010 года не изменилось количество детей, рожденных у родителей, состоящих в зарегистрированном браке, и составило 70,7 процента.

В целом в Свердловской области на долю детей в возрасте 0 - 17 лет приходилось 18,1 процента в общей численности населения Свердловской области (аналогичный показатель по России составлял 18,3 процента).

С 2007 года сохраняется устойчивая тенденция увеличения числа многодетных семей, проживающих в Свердловской области. На 1 января 2012 года на территории Свердловской области проживали 25216 многодетных семей, в которых воспитывались 81947 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Незначительно снижается количество одиноких матерей (одинокими матерями в 2011 году зарегистрировано 15,52 процента рождений, в 2010 году - 16,22 процента, в 2009 году - 17,81 процента, в 2008 году - 17,74 процента).

Сокращается число семей, находящихся в социально опасном положении, и детей в них. Вместе с тем социальное неблагополучие института семьи, продолжая оставаться достаточно высоким, сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (1,65 тыс. родителей в 2011 году).

Имеются случаи жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

Глава 4. Основные задачи Региональной стратегии


Основными задачами Региональной стратегии являются:

1) создание условий для выполнения семьей социально значимых функций, в том числе по воспитанию детей, через укрепление и развитие института семьи, возрождение ее исконных традиций и устоев, повышение ее внутренних ресурсов;

2) сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

3) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;

4) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

5) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Глава 5. Первоочередные меры реализации Региональной стратегии

Первоочередными мерами реализации Региональной стратегии являются:

1) проведение мониторинга законодательства Свердловской области в сфере защиты семьи и детства;

2) оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей;

3) реализация в Свердловской области глобальной инициативы Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»