Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Свердловской области, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Свердловской области.
Действующая в настоящее время в Свердловской области система региональных финансов сложилась в результате активных процессов реформирования. Особенно важным этапом стало реформирование сферы бюджетных отношений в 2000 - 2001 годах, обеспечившее качественные сдвиги в системе управления региональными финансами.
Основными результатами реализации бюджетных реформ в Свердловской области, базовые направления которых были сформулированы в одобренных Правительством Российской Федерации программных документах (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах), стали:
1) организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
2) упорядочение основных социальных обязательств;
3) введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
4) создание и развитие системы областного казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание областного бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств областного бюджета, управление единым счетом областного бюджета;
5) внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
6) переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
7) осуществление процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности.
В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Свердловской области продолжилось в рамках Программы Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2010 N 1809-ПП "О Программе Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года".
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
В рамках перехода к формированию бюджетов с применением программно-целевого метода в 2012 году принято Постановление Правительства Свердловской области от 24.09.2012 N 1041-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Свердловской области".
В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ в 2011 году в Свердловской области разработаны все необходимые нормативно-правовые акты.
С 01 января 2012 года государственные бюджетные и автономные учреждения Свердловской области финансируются путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) отсутствие целостной системы стратегического планирования и соответственно слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
2) недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
3) незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ;
4) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
5) планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
6) не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля;
7) ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления.
Министерство финансов Свердловской области в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области", является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета.
Министерство финансов Свердловской области формирует свои цели и задачи с учетом целевых ориентиров и задач развития Свердловской области на среднесрочную перспективу, определенных в Программе СЭР, и приоритетов, определенных в Стратегии.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 N 536-ПП)