Доля Свердловской области и прилегающих регионов в общем объеме производства мяса птицы (январь - декабрь 2012 года)
Субъекты Российской Федерации | Производство мяса птицы | |
тысяч тонн | процентов к итогу | |
Челябинская область | 237 | 47,4 |
Свердловская область | 119,4 | 23,9 |
Республика Башкортостан | 49,3 | 9,9 |
Тюменская область | 43,4 | 8,6 |
Пермский край | 41,1 | 8,2 |
Курганская область | 10,2 | 2,0 |
Итого | 500,4 | 100,0 |
Челябинская область завершает модернизацию производства в птицеводческой отрасли. Ведущие птицефабрики области продолжают наращивать производство. В 2011 году начато строительство еще двух птицефабрик общей мощностью 100 тысяч тонн мяса птицы в год. В качестве обеспечения инвестиционных кредитов инициаторам новых проектов предоставлены областные государственные гарантии, что позволило привлечь более 10 млрд. рублей инвестиций. Помимо этого из регионального бюджета финансируется строительство инфраструктуры под производственные площадки.
С учетом развитой транспортной сети в Свердловской и Челябинской областях производители мяса птицы и продуктов его переработки Челябинской области в ближайшей перспективе будут успешно конкурировать с производителями этой продукции из Свердловской области.
В стратегическом плане существенными факторами, способствующими развитию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области, являются ее природно-климатические особенности. Специфика природно-климатического районирования области заключается в том, что ее южные районы более благоприятны для производства аграрной продукции, нежели северные. Это определяет дифференциацию потребности в сельскохозяйственной продукции различных районов области. Промышленные города севера области больше нуждаются во ввозе продовольствия, чем южные районы.
На конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области влияет также структура транспортных коммуникаций и направлений транспортных потоков в области. В настоящее время основными направлениями транспортных путей в области являются: широтное - "восток-запад" и меридианное - "север-юг". Наличие транспортных путей направления "восток-запад" может усилить конкуренцию областных производителей продовольствия с производителями из соседних регионов в снабжении южных промышленных центров области, поскольку создает благоприятные возможности для завоза продукции. Однако наличие меридиональных направлений транспортных коммуникаций "север-юг" дает конкурентные преимущества областным производителям продовольствия в снабжении северных промышленных городов области, поскольку у них объем транспортных издержек будет меньше, чем для производителей продовольствия из других регионов.
В общероссийских масштабах удельный вес Уральского федерального округа в 2011 году в объеме отгруженных товаров пищевой и перерабатывающей промышленности составил всего 5,1 процента. В то же время объемы производства большей части основных видов пищевой продукции в Уральском федеральном округе достаточно стабильно растут (исключение в 2011 году составили показатели производства муки, хлебобулочных изделий, молока).
В настоящее время серьезную конкуренцию предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области составят предприятия соседних областей, о чем в определенной мере может свидетельствовать сравнение отдельных макроэкономических показателей, приведенных на рисунке 3 и в таблице 5. Среди территорий Уральского федерального округа пищевая и перерабатывающая промышленность наиболее развита в таких регионах, как Челябинская (43,1 процента) и Свердловская (37,1 процента) области, наименьший вклад вносят автономные округа Тюменской области.
43,1
----¬
¦ ¦ 37,1
¦ ¦ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 10,9
¦ ¦ ¦ ¦ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5,9
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2,2
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ 0,9
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬
-----+---+----T----+---+-----T-----+---+----T---+---+----T--+---+--T--+---+-¬
Челябинская Свердловская Юг Тюменской Курганская ХМАО ЯНАО
область область области область