Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА" (с изменениями на: 12.08.2015) (утратило силу с 01.01.2017 на основании постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 919-ПП)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ



Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Число организаций, единиц

237

234

221

221

Количество объединений, единиц

12205

11714

11309

11398

Численность детей, занимающихся в объединениях, человек

207529

201935

194048

200992

Удельный вес детей, охваченных системой дополнительного образования, человек

53,52

51,83

47,49

48,66




По территориальному принципу организации дополнительного образования распределяются следующим образом: в городах - 193 организации, на селе - 28 организаций.

На протяжении последних лет происходили качественные изменения в системе дополнительного образования детей: реорганизация, слияние нескольких организаций в одно с несколькими направлениями деятельности, смена ведомства образовательных организаций (для детских спортивных школ, детских музыкальных школ, детских художественных школ). Одна спортивная школа была открыта после реконструкции.

Значительно изменился правовой статус организаций дополнительного образования детей. Если в 2011 году практически все организации дополнительного образования были бюджетными, то в 2012 году бюджетными являлись лишь 105 организаций - 47,5 процента от общего числа организаций, казенными - 112 организаций (50,7 процента), автономными - 4 организации (1,8 процента).

Самыми массовыми направлениями в системе дополнительного образования детей по-прежнему остаются художественное творчество и спорт, в спортивных и художественных секциях занимается 75242 и 53315 детей соответственно. Впервые за много лет в рейтинге направленностей третье место по количеству детей, занимающихся в объединениях системы дополнительного образования, занимает техническое творчество. С 2011 года в объединениях этого направления наблюдается увеличение количества детей, в основном за счет внедрения проекта по робототехнике, 2D и 3D-моделированию промышленности Среднего Урала.

В образовательных организациях области накоплен опыт создания и реализации различных систем и моделей дополнительного образования.

Однако в системе дополнительного образования очевидны проблемы и противоречия, которые необходимо решить в ближайшее время:

1) несоответствие образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на реализацию того или иного направления и имеющихся ресурсов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;

2) частое нарушение принципа свободного выбора обучающимся направлений внеурочной деятельности;

3) отсутствие на сегодняшний день единой базы данных занятости детей в системе дополнительного образования;

4) недостаточное развитие системы тьюторского сопровождения ребенка во внеурочное время;

5) при реализации федерального государственного образовательного стандарта часто не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры, спорта;

6) имеют место перегрузки детей;

7) неэффективное использование имеющейся инфраструктуры при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с выделенными проблемами определены следующие задачи:

1) обсуждение механизмов реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования совместно с коллективами организаций дополнительного образования;

2) повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры;

3) организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей в вопросах реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

4) развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;

5) совершенствование нормативно-правовой базы реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования;

6) разработка новых требований к программам дополнительного образования;

7) изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса.

Обеспечение оздоровления детей и подростков, защита их прав и подготовка к полноценной жизни в обществе является одним из важнейших принципов государственной политики в интересах детей. Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая особого внимания и консолидации усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков.

Основным элементом в организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и развитие организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.