(введена Постановлением Правительства Свердловской области от 12.11.2014 N 972-ПП)
Обеспеченность предприятий промышленного комплекса Свердловской области достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе.
Устойчивое функционирование и развитие промышленного сектора экономики как в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке, так и с учетом задачи обеспечения импортозамещения в промышленности и потребительском секторе, требует поиска путей для существенного повышения эффективности производства уже освоенной продукции и для опережающей разработки новых инновационных технологий производства и изделий, выпускаемых на их основе. Решение этой задачи невозможно без наличия достаточного количества инженерных и рабочих кадров требуемой квалификации.
На данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров по ряду специальностей. Наиболее остро работодатели испытывают потребность в работниках следующих специальностей: инженер металлообработки, инженер промышленной электроники, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-сварщик, наладчик станков с числовым программным управлением, химик-технолог, инженер-лаборант. Существует острая нехватка подготовленных специалистов в области разработки и проектирования металлургических процессов.
Доля специалистов высшего уровня квалификации составляет лишь 5 процентов от заявленной работодателями потребности.
Указанный дефицит приобрел затяжной характер вследствие сложности процесса инвестирования в человеческий капитал, причем нехватка квалифицированных специалистов наблюдается на всех стадиях воспроизводства жизненного цикла промышленной продукции, начиная с технической подготовки производства и заканчивая эксплуатацией оборудования.
На данный момент промышленные предприятия Свердловской области укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами лишь на 70 процентов. Обстановка обостряется тем, что средний возраст высококвалифицированного инженерно-технического персонала составляет 53 года и выше.
Проблема усугубляется сформировавшимся разрывом между квалификационными требованиями работодателей и образовательными стандартами, возросла диспропорция между спросом и предложением квалифицированных инженерных кадров на рынке труда.
Несмотря на сохраняющуюся в последние годы в Свердловской области тенденцию выбора экзамена по физике в рамках государственной итоговой аттестации не менее 25 процентами учащихся 11-х классов, общая численность абитуриентов, готовых поступать в высшие учебные заведения (далее - ВУЗ) Свердловской области для обучения по инженерным специальностям, а также численность выпускников ВУЗов, готовых прийти на предприятия Свердловской области для работы в качестве инженеров и конструкторов, не удовлетворяет запросам работодателей и ВУЗов Свердловской области.
Существенной корректировки требует качество знаний абитуриентов по предметам естественно-научного цикла и математике, подтверждением чему является показатель среднего балла по итогам сдачи Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).
В предшествующем периоде, благодаря введенной в Свердловской области трехэтапной системе подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, обеспечена четкая положительная динамика показателей сдачи ЕГЭ практически по всем предметам, в результате чего средний балл ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла в Свердловской области опережает общероссийские показатели. Тем не менее, средние баллы по итогам сдачи ЕГЭ школьниками Свердловской области по физике (48 баллов), математике (46 баллов), химии (61,3 балла) свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по повышению качества обучения.
Необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального и высшего образования.
В настоящее время на региональном уровне имеются положительные примеры реализации совместных частно-государственных проектов образовательных организаций и хозяйствующих субъектов в области образования.
Перспективными организационными формами партнерства бизнеса и образования в данной сфере являются инновационно-образовательные кластеры, ресурсные центры на предприятиях, учебно-производственные комплексы, научно-образовательные центры, центры развития компетенций, базовые кафедры высших учебных заведений, заводы-вузы. Такие структуры призваны решать задачу совместной реализации программ среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата, проектной и технологической магистратуры, широкого спектра программ переподготовки и повышения квалификации технологической направленности.
В частности, на территории Первоуральского новотрубного завода построен Образовательный центр, включающий экспериментальный и лабораторный корпуса общей площадью 2000 кв. метров. Образовательный центр обучает 400 студентов Первоуральского металлургического колледжа, используя самые современные учебные технологии и принципы дуальной системы образования. Более половины учебного времени учащиеся проводят на ключевых участках производства, перенимая навыки работы на конкретных станках и оборудовании. Для общего развития вводятся дополнительные курсы по истории, культурологии, религии.
Кроме того, в регионе созданы и функционируют учебные центры на базе машиностроительных предприятий и образовательных учреждений области. На сегодняшний день подготовку и переподготовку специалистов по востребованным специальностям осуществляют на площадях общества с ограниченной ответственностью "Уральская машиностроительная корпорация "Пумори", открытого акционерного общества "Уралмашзавод", федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", открытого акционерного общества "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина", открытого акционерного общества "НПК "Уралвагонзавод".
Несмотря на реализуемые в рамках частно-государственного партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений отдельные проекты в области подготовки востребованных инженерных кадров, сократить в масштабах региона разрыв между спросом и предложением квалифицированных работников на рынке труда пока не удается.
В этой связи задача по обеспечению экономики Свердловской области квалифицированными рабочими и инженерными кадрами требует системного решения на основе программно-целевого подхода.