Действующий

Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области" (с изменениями на 28 ноября 2024 года)

Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"     

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)


Жилищно-коммунальное хозяйство становится той отраслью экономики, которая не только влияет на условия жизнедеятельности населения, но и сдерживает процесс реформирования экономики Российской Федерации в целом. Это связано не только с недооцененностью масштабов отрасли, неоправданным ее отнесением к вопросам местного значения муниципальных образований, но и недостаточным пониманием ее места в системе мер жизненного уровня граждан Российской Федерации и Свердловской области.

На 01 января 2014 года жилищный фонд Свердловской области насчитывал 103,5 млн. кв. метров общей площади, в том числе 85,2 млн. кв. метров, или 82,3 процента, в городских поселениях и городских округах и 18,4 млн. кв. метров, или 17,7 процента, в сельской местности.

На одного жителя области приходилось 24,0 кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях и городских округах - 23,4 кв. метров, в сельской местности - 26,9 кв. метров. По отношению к 2009 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, выросла на 5,7 процента.

На 1 января 2022 года жилищный фонд Свердловской области насчитывал 120 млн. кв. метров общей площади, в том числе 98 млн. кв. метров, или 81,7%, в городах и поселках городского типа и 22 млн. кв. метров, или 18,3%, в сельских населенных пунктах.

(часть введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

На одного жителя Свердловской области приходилось 28,1 кв. метра общей площади, в том числе в городских поселениях и городских округах - 27 кв. метров, в сельской местности - 34,8 кв. метра. По отношению к 2014 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя Свердловской области, выросла на 17,1%.

(часть введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

По формам собственности жилищный фонд Свердловской области распределяется следующим образом: государственный - 3,2 процента, муниципальный - 12,9 процента, частный - 83,9 процента. По материалу стен представлены в основном каменные и кирпичные дома. Их доля составляет 35,8 процента общей площади жилых помещений. На панельные и деревянные дома приходится 26,6 процента и 17,8 процента соответственно.

По состоянию на 1 января 2023 года по формам собственности жилищный фонд Свердловской области распределяется следующим образом: государственный - 1,5%, муниципальный - 3,7%, частный - 94,8%. По материалу стен представлены в основном каменные и кирпичные дома. Доля таких домов составляет 34,7% общей площади жилых помещений. На панельные и деревянные дома приходится 23,5 и 15,8% соответственно.

(часть введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

Уровень технического состояния жилищного фонда Свердловской области характеризуется следующими данными.

На 01 января 2014 года доля жилищного фонда Свердловской области, построенного до 1920 года, составляла 2 процента, или 2055,1 тыс. кв. метров, в период 1921 - 1970 годов - 36,2 процента, или 37,5 млн. кв. метров, с 1971 по 1995 годы - 43,2 процента, или 44,7 млн. кв. метров. Значительную часть жилищного фонда составляют дома с уровнем износа свыше 30 процентов, а также построенные в период с 1971 по 1995 год. В ветхом и аварийном состоянии находится более 2,0 млн. кв. метров общей площади жилых помещений, что составляет 2,0 процента от всего жилищного фонда области. За период с 2009 по 2013 год ветхий и аварийный фонд увеличился на 12,4 процента, в том числе аварийный жилищный фонд - в 2,2 раза.

Таким образом, почти 40 процентов жилого фонда Свердловской области нуждается в направлении больших объемов инвестиций для поддержания его в технически исправном и пригодном для проживания состоянии, а восстановление жилищного фонда является одной из важнейших задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На территории Свердловской области проблема изношенного жилищного фонда решается путем его капитального ремонта.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 03.12.2020 N 877-ПП)

В Свердловской области сформирована долгосрочная программа капитального ремонта, в основе которой создана информационная база, содержащая паспорта всех многоквартирных домов, включающие сведения о дате постройки, дате и видах проводимых ремонтных работ. В зависимости от этих данных определены очередность, виды работ и плановые периоды проведения капитального ремонта на 30-летний период. Краткосрочные планы будут утверждаться на трехлетний период Правительством Свердловской области. На 01 января 2014 года в капитальном ремонте нуждались 10,8 тыс. многоквартирных жилых домов (в 2012 году - 11,0 тыс.). С 2009 по 2014 год количество многоквартирных домов, нуждающихся в капитальном ремонте, выросло на 11,6 процента. В течение 2013 года капитальный ремонт был проведен в 4,9 тыс. многоквартирных домов; общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов составила 1724,8 тыс. кв. метров, что на 7,1 процента выше уровня 2012 года. В течение 2013 года в области было заменено 462 лифта и отремонтировано 199 единиц лифтового оборудования.

Комфортность жилищ и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает благоустройство жилищного фонда. По уровню благоустройства жилищный фонд Свердловской области характеризуется следующими показателями: водопроводом - 81,4 процента, водоотведением (канализацией) - 79,6 процента, центральным отоплением - 83,6 процента, горячим водоснабжением - 73,2 процента, газом (природным и сжиженным) - 60,2 процента. В среднем по области доля комплексно благоустроенного жилья составляет 67,8 процента жилищного фонда (в городской местности - 77,7 процента, в сельской местности - 21,8 процента). Жилищный фонд, расположенный в городах и поселках городского типа, в среднем превосходит сельский жилищный фонд по уровню благоустройства в 2 раза водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, в 3 раза - ваннами (душем) и горячим водоснабжением, в 4,1 раза - напольными электроплитами.

По уровню благоустройства жилищный фонд Свердловской области к началу 2021 года характеризуется следующими показателями: наличием водопровода - 84,8%, водоотведения (канализации) - 82,2%, центрального отопления - 86,6%, горячего водоснабжения - 75,4%, газа (природного и сжиженного) - 54,1%.

(часть введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

На конец 2021 года в среднем по Свердловской области доля комплексно благоустроенного жилья составила 71,9% жилищного фонда (в городской местности - 82,1%, в сельской местности - 26,4%). Жилищный фонд, расположенный в городах и поселках городского типа, в среднем превосходит сельский жилищный фонд по уровню благоустройства (наличием водопровода в 1,6 раза, водоотведения (канализации) и электрических плит в 1,8 раза, отопления в 1,7 раза, ванных (душей) в 2,6 раза, горячего водоснабжения в 2,7 раза).

(часть введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

Ежегодное недофинансирование отрасли привело к высокой степени износа сетей и сооружений. На 01 января 2014 года в Свердловской области нуждались в замене 45,8 процента (5,7 тыс. км) водопроводных сетей, 46,9 процента (3,1 тыс. км) - канализационных сетей и 37,3 процента (2,8 тыс. км) - тепловых сетей. Высокий уровень износа оборудования и инженерных сетей привел к большому количеству аварий на объектах. В системах централизованного водоснабжения и водоотведения за 2013 год произошло 2976 и 574 аварии соответственно, из них 97,5 процента и 91,5 процента соответственно аварии на сетях. На источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях в 2013 году произошло 576 аварий, из них 95,3 процента - аварии на паровых и тепловых сетях. В числе причин увеличения аварийности в жилищно-коммунальном хозяйстве Свердловской области является низкий уровень квалификации управленческого и обслуживающего персонала.

На 1 января 2022 года в Свердловской области нуждалось в замене 41,2% (5,2 тыс. км) водопроводных сетей, 49,5% (3,4 тыс. км) канализационных сетей и 51,5% (3,9 тыс. км) тепловых сетей. Высокий уровень износа оборудования и инженерных сетей привел к большому количеству аварий на объектах. В системах централизованного водоснабжения и водоотведения за 2021 год произошло 2365 и 188 аварий соответственно, из них 95,8 и 94,7% соответственно - аварии на сетях. На источниках теплоснабжения и тепловых сетях в 2021 году произошла 381 авария, из них 92,4% - аварии на паровых и тепловых сетях.

(часть введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

Сложившаяся ситуация в жилищно-коммунальном комплексе области заключается в неудовлетворительном финансировании отрасли, отсутствии экономических стимулов, обеспечивающих модернизацию основных фондов и внедрение энергосберегающих технологий, нерациональных затратах и издержках предприятий жилищно-коммунального хозяйства при производстве услуг, существующей неэффективной системе управления комплексом. Изложенные проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области носят комплексный характер, требуют значительных инвестиционных ресурсов и не могут быть решены без участия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций и предприятий жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов Свердловской области, государственных (муниципальных) учреждений Свердловской области, а также ее жителей.

Детальный анализ отрасли, выявление ее основных проблем и пути их решения представлены в региональных проектах и комплексах процессных мероприятий государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области" (далее - государственная программа).

(часть в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 780-ПП)

При описании текущего состояния в сферах реализации государственной программы и соответствующих региональных проектов и комплексов процессных мероприятий приведены официальные данные федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (Свердловскстат), данные мониторингов, проводимых Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.