ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 декабря 2013 года N 641-рп

О КОМПЛЕКСНОМ ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2014 - 2015 ГОДАХ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2015 ГОДА

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры
от 16.05.2014 N 179-п
,
распоряжений Правительства ХМАО - Югры
от 06.06.2014 N 313-рп
, от 26.09.2014 N 535-рп)

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 ноября 2006 года N 268-п "Об уточненной Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года":

1. Утвердить прилагаемый комплексный план мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года.

2. Определить Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года.

3. Исполнителям мероприятий комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года ежегодно в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отчеты об исполнении комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2014 N 313-рп)

4. Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, направлять отчет об исполнении комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года курирующему заместителю Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2014 N 313-рп)

5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 13 декабря 2013 года N 641-рп

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2014 - 2015 ГОДАХ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2015 ГОДА

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры
от 16.05.2014 N 179-п
,
распоряжений Правительства ХМАО - Югры
от 06.06.2014 N 313-рп
, от 26.09.2014 N 535-рп)

I. Информационная карта комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года

Разработчик и ответственный исполнитель:

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры).

Исполнители мероприятий:

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депздрав Югры);

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депобразования и молодежи Югры);

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент общественных и внешних связей Югры);

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 16.05.2014 N 179-п)

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Дептруда и занятости Югры);

Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депспорт Югры);

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депкультуры Югры);

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры);

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депимущества Югры);

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депстрой Югры);

Государственная инспекция труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (по согласованию);

Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию) (далее - УФМС России по автономному округу);

Управление Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию) (далее - УМВД России по автономному округу).

Цель комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года: создание условий для повышения вклада собственного воспроизводства населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) в демографическую динамику.

Задачи комплексного плана мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года:

1. Укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

2. Снижение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни населения.

3. Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе детей и подростков.

4. Повышение уровня рождаемости.

5. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

6. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение проведения демографической политики.

Содержание задач


Задача 1.

В 369 образовательных организациях автономного округа созданы центры сохранения и укрепления здоровья, работа которых направлена на формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье (в 2011 году - 306), здоровый образ жизни и самореализацию личности. В просветительские проекты, тренинги центров вовлечены более 153 тысяч детей и их родителей (в 2011 году - 149 тысяч).

В 2012 году подготовлены и размещены в сети Интернет видеоролики, направленные на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных организациях автономного округа.

В 2012 году в учреждениях культуры автономного округа для 280756 человек проведено 5814 мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике табачной, алкогольной и наркотической зависимости, а также полезного досуга молодежи. В 2011 году проведено 6316 мероприятий для 325277 человек.

Спортивные секции посещают 31058 дошкольников (в 2011 году - 28805 дошкольников), что составляет 42,8% от общего числа воспитанников дошкольных образовательных организаций, занимающихся физкультурно-оздоровительной работой. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях участвуют 55117 обучающихся общеобразовательных организаций (в 2011 году - 59296 человек), что составляет 31,5% от общего числа обучающихся.

В 2012 году 16598 студентов (в 2011 году - 16175 студентов) посещают занятия по физической культуре, дополнительно занимаются в спортивных секциях на базе организаций 57,1% от общей численности учащихся. Специальные занятия по физической культуре и спорту проводятся с 883 студентами, имеющими ослабленное здоровье, что составляет 59,4% от числа студентов специальной группы.

Решение задачи 1 возможно при консолидации усилий и целенаправленной системной деятельности организаций социальной сферы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике табачной, алкогольной и наркотической зависимости, что в свою очередь позволит сократить уровень социально значимых заболеваний.

Задача 2.

Благоприятная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе, способствует высокому уровню демографических показателей в сравнении с показателями по Российской Федерации.

Прогнозируемые демографические процессы в автономном округе объясняются рядом положительных тенденций. Так, по состоянию на 1 января 2013 года численность постоянного населения составила 1584,1 тыс. человек, с начала 2012 года увеличилась на 22,9 тыс. человек, или на 1,5%.

Определяющим фактором положительной динамики демографических процессов в автономном округе является естественный прирост населения, величина которого в 2012 году составила 17,8 тыс. человек (2011 год - 15,3 тыс. человек).

Снизился общий коэффициент смертности, который за 2012 год составил 6,3 против 6,5 в 2011 году. В 2012 году численность умерших, по сравнению с 2011 годом, уменьшилась на 82 человека, или на 0,9%, и составила 9986 человек.

Несмотря на положительную демографическую динамику в автономном округе, в структуре населения происходят возрастные изменения, доля детей и лиц старше трудоспособного возраста увеличивается, ровно как и демографическая нагрузка на трудоспособное население. Однако в автономном округе она не так высока как в среднем по Российской Федерации. Отмечено незначительное увеличение численности трудоспособного населения на 0,27% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в абсолютных величинах оно составило от 1058,4 до 1061,3 тыс. человек.

Смертность трудоспособного населения в 2012 году составила 451,9 на 100 тысяч трудоспособного населения (процентемилле), что на 4,2% меньше, чем в 2011 году (473,3), и на 25% ниже, чем в целом по Российской Федерации (575,7).

В структуре смертности в автономном округе распространены: болезни системы кровообращения (45,3%), онкологические заболевания (17,7%), несчастные случаи, отравления и травмы (16%). В структуре преждевременной смертности от управляемых причин лидируют все виды транспортных несчастных случаев, самоубийства, смертность от внешних причин.

Обоснованием для включения мероприятий, направленных на решение задачи 2, является необходимость снижения смертности от управляемых причин, социально значимых заболеваний, особенно в трудоспособном возрасте.

Задача 3.

В 2012 году показатель материнской смертности в автономном округе равен нулю. В 2010, 2011 годах - 8,0 на 100 тыс. детей, родившихся живыми.

Показатели рождаемости демонстрируют положительную динамику, а именно увеличивается общий коэффициент рождаемости. В 2012 году он составил 17,7 на 1000 человек населения (2011 год - 16,4). Автономный округ занимает первое место среди субъектов Уральского федерального округа по данному показателю. С 2008 года доля вторых родов увеличилась на 27,5%, третьих - на 58,3%, 4 и более - на 54,0%.

Показатель младенческой смертности снизился на 13,5% в 2012 году в сравнении с 2011 годом и составил 4,5 на 1000 родившихся живыми (2011 год - 5,2).

По итогам 2012 года отмечено снижение случаев смертей детей от инфекционных заболеваний, заболеваний органов дыхания в 2,2 раза - с 16 до 7 случаев, внешних причин заболеваемости и смертности и прочих болезней, при этом на 30% регистрируется снижение смертности детей первого года жизни от врожденных аномалий развития (в 2011 году - 36, в 2012 году - 25).

Число детей, умерших в первый год жизни, снизилось с 132 до 124, из них родившиеся с массой тела 500 - 999 гр. составляют 23,4% (30 детей). В структуре младенческой смертности зафиксированы: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (45,3%), врожденные аномалии развития (19,5%), другие болезни (18,8%), внешние причины (6,3%).

В структуре причин заболеваемости детей и подростков лидируют болезни органов дыхания (64%), травмы и отравления (6,5%), болезни органов пищеварения (4,6%).

Обоснованием для включения мероприятий в комплексный план мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах Концепции демографической политики автономного округа до 2015 года, направленных на решение задачи 3, является необходимость повышения уровня рождаемости путем создания условий, обеспечивающих получение качественных медицинских услуг, оснащение материально-технической базы учреждений здравоохранения, подготовка высококвалифицированных медицинских кадров, повышение уровня организации медицинского обслуживания сельского населения.

Задача 4.

Существует прямая зависимость между уровнем рождаемости и уровнем жизни населения, его благосостоянием. По уровню жизни населения автономный округ входит в первую десятку экономически развитых регионов Российской Федерации и занимает ведущие позиции в Уральском федеральном округе.

В автономном округе созданы условия для материального обеспечения детей и семей не только за счет трудовой составляющей их доходов, но и за счет предоставляемых мер социальной поддержки.

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной) в автономном округе имеет благоприятную тенденцию, по итогам 2012 года составляет 2,023 (2011 году - 1,838). В 2012 году в округе родились 27812 детей, что на 9,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Количество социальных пособий и выплат, предоставляемых гражданам, имеющим детей, в 2012 году составило 37 видов социальных пособий и выплат, в том числе за счет средств бюджета автономного округа - 27 видов. Меры социальной поддержки в 2012 году получили 73,3 тыс. семей в отношении 120,7 тыс. детей на общую сумму 4035381,2 тыс. рублей. Все виды пособий и выплат осуществляются без учета принципа "приоритетности": получение одного вида пособия не исключает получения другого вида пособия по иным основаниям, что положительно отражается на благосостоянии, качестве жизни населения автономного округа.

В соответствии с Законом автономного округа от 28 октября 2011 года N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на реализацию дополнительных мер поддержки предусмотрены средства бюджета автономного округа - Югорский семейный капитал.

Решение жилищных проблем остается социально значимым приоритетом в улучшении демографической ситуации автономного округа.

С 1 января 2014 года меры поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей, имеющих детей, будут осуществляться в соответствии с государственной программой автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 408-п.

Обеспечение населения автономного округа услугами дошкольного образования детей в возрасте 3 - 7 лет, а также обеспечение условий для раннего развития детей в возрасте от 0 до 3 лет является одним из основных направлений в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

В автономном округе обучающий процесс обеспечивают 424 дошкольных образовательных организации (399 - детских садов, 25 - школ - детских садов). В 2012 году получили услуги дошкольного образования 84286 детей из 159087 детей, проживающих в автономном округе (в 2011 году - 79900 детей из 133188 детей).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»