Благотворительность является важнейшим инструментом социальной политики.
Благодаря благотворительной деятельности:
государство получает дополнительные ресурсы для проведения эффективной социальной политики;
организации и граждане не только решают волнующие их социальные проблемы, но и получают новые возможности для самореализации и активного участия в жизни сообщества;
в российское общественное сознание постепенно возвращаются такие ценности, как уважение и доверие граждан друг к другу, народу, стране.
В дореволюционной России государство рассматривало благотворительность как важнейший инструмент решения социальных проблем и широко использовало различные формы выражения признательности благотворителям.
В XXI веке в России сформировалось профессиональное благотворительное сообщество, число участников которого неуклонно растет. Появились отечественные корпоративные и частные благотворители. Возрос объем благотворительной помощи.
Департаментом стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект Концепции содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности в России, основными направлениями которой являются налоговое стимулирование жертвователей, развитие инфраструктуры благотворительности и гражданское образование молодежи.
Правительство Свердловской области высоко оценивает значимость благотворительной деятельности предприятий области. Привлечение ресурсов благотворительного сектора для решения широкого спектра задач, включая дополнительное финансирование бюджетных учреждений, становится существенной и неотъемлемой частью региональной политики в социальной сфере.
Ежегодно в Свердловской области проводятся Дни милосердия с подведением итогов благотворительной деятельности коммерческих организаций и добровольцев.
Динамика благотворительной деятельности в Свердловской области характеризуется следующими показателями:
1999 год - 400 млн. рублей;
2000 год - 600 млн. рублей;
2001 год - 1 млрд. 100 млн. рублей;
2002 год - 1 млрд. 500 млн. рублей;
2003 год - 4 млрд. 135 млн. рублей.
Добровольческая деятельность лежит в основе функционирования некоммерческого сектора Свердловской области.
Основными принципами социального добровольчества являются:
свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности и добровольного труда;
личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;
реальная определяемая польза от добровольческой деятельности для других людей и общества в целом;
ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности;
отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность.
Современная добровольческая деятельность и добровольный труд в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации (инвалидность, особые индивидуальные потребности, связанные с преклонным возрастом или тяжелой хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, бездомность, вынужденное переселение, безработица, депрессия), так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан (просвещение, развитие личности, укрепление семьи, досуг, духовное развитие, профилактика и охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан).
В Свердловской области накоплен значительный опыт взаимодействия и партнерства органов государственной власти с общественными и некоммерческими организациями, созданными и работающими с участием добровольцев в таких сферах, как социальная помощь нуждающимся группам населения, образование, здравоохранение, культура, молодежная политика, экология. Эффективность процесса дальнейшего развития добровольчества зависит как от уровня сотрудничества некоммерческих организаций между собой, так и от уровня взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Свердловской области.
Программа содержит паспорт программы в приложении N 1.
Вышеперечисленные проблемы можно решить только при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Целесообразность решения проблем программно-целевым методом объясняется следующими причинами: