Недействующий

Об утверждении программы "Развитие здравоохранения Свердловской области" на 2013-2020 годы (утратило силу с 26.03.2017 на основании постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2017 N 144-ПП)


Таблица 22

Аптеки

2010 год

2011 год

2012 год

число

удельный вес (процентов)

число

удельный вес (процентов)

число

удельный вес (процентов)

Государственной формы собственности

84

8,92

93

9,74

111

11,41

Муниципальной формы собственности

148

15,71

137

14,35

122

12,54

Негосударственной формы собственности

710

75,37

725

75,91

740

76,05

Итого

942

955

973

Динамика

+61

+13

+18


Большинство аптечных организаций Свердловской области имеет высокий кадровый потенциал (73 процента аптечных организаций) и укомплектованы специалистами на 100 процентов, пятая часть аптек (19 процентов) укомплектована персоналом на 80 процентов, около 8 процентов аптек укомплектовано на 60 процентов и менее.

При этом 100-процентная комплектация штата в основном характерна для городских аптек, более трети сельских аптек укомплектованы на 60 процентов и менее. Значительная часть руководителей аптечных организаций (42 процента) имеет стаж работы более 30 лет.

На сегодня в Свердловской области по объему продаж в денежном выражении лидируют импортные лекарственные препараты, составляющие 58 процентов (по Российской Федерации - 75 процентов), в натуральном выражении превалируют отечественные лекарственные препараты - 62 процента (по Российской Федерации - 63 процента). При этом доля лекарственных препаратов, производимых предприятиями Свердловской области, составляет от 7,6 процента до 36,4 процента в зависимости от формы выпуска препаратов.

Свердловская область является промышленно развитым регионом Российской Федерации. На территории области расположены 3900 промышленных предприятий. Значительную долю (10,1 процента) в химическом производстве Свердловской области занимает производство фармацевтической продукции.

Фармацевтический рынок Свердловской области представляют 8 предприятий, имеющих лицензию на производство лекарственных средств. Ведущие из них - ОАО "Ирбитский химфармзавод", ОАО "Уралбиофарм", ООО "Завод Медсинтез", ЗАО "Березовский фармацевтический завод", ООО Лечебно-диагностическая фирма "Медик".

В 2011 году фармацевтическими предприятиями Свердловской области произведено продукции на 3,2 млрд. рублей, что составляет около 3 процентов общего выпуска лекарственных средств по России и около 30 процентов выпуска лекарственных средств в Уральском федеральном округе.

С 2006 года объем выпущенных фармацевтическими предприятиями области продукции увеличивается достаточно высокими темпами: в 2007 году - на 41,8 процента, в 2008 году - на 37,9 процента, 2009 году - на 17,7 процента, что связано с введением в эксплуатацию новых производственных мощностей. За 2010 год темп роста объемов выпуска лекарственных средств составил 20,6 процента. В 2011 году не наблюдалось увеличения объемов выпуска продукции в натуральном выражении, объем выпуска остался на уровне 2010 года.

Наибольший удельный вес (более 80 процентов) продукции приходится на готовые лекарственные средства. Производство субстанций осуществляет ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (19 наименований), доля субстанций в общем объеме выпуска составляет 15,5 процента в общем объеме производства.

В 2010 году в целях государственного регулирования цен на лекарственные препараты был утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), введена обязательная государственная регистрация предельных цен производителей на ЖНВЛП, утверждены торговые надбавки (оптовые и розничные) на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП в каждом субъекте Российской Федерации.

Торговые надбавки рассчитываются от фактической цены производителя и суммируются с ценой закупа, надбавки дифференцированы в зависимости от ценовой группы (постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01.12.2010 N 149-ПК "Об утверждении предельных размеров надбавок к ценам на лекарственные препараты").

Сведения о предельных ценах производителей, размерах оптовых и розничных надбавок в субъекте, а также предельных розничных ценах являются открытыми и общедоступными для всех заинтересованных лиц. Данная информация размещена в сети Интернет на официальном сайте Министерства здравоохранения Свердловской области http://minzdrav.midural.ru в разделе "Информация о ценах на ЖНВЛП", а также в торговых залах всех аптечных организаций.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.05.2009 N 277н "Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации" на территории Свердловской области издан совместный приказ Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области от 24.05.2012 N 580-п/п-66-24/12 "Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в стационарных медицинских организациях и аптечных организациях на территории Свердловской области", в соответствии с которым на территории Свердловской области проводится мониторинг ассортиментной и ценовой доступности по лекарственным препаратам списка ЖНВЛП.

Мониторинг проводится в ежемесячном режиме по 588 международным непатентованным наименованиям ЖНВЛП, в мониторинге принимает участие 716 аптечных организаций и 148 медицинских организаций.

По итогам мониторинга ценовой и ассортиментной доступности ЖНВЛП в 2012 году цены на коммерческом розничном рынке снизились на 0,2 процента (2011 год - +0,9 процента), для сравнения - средний уровень цен по Российской Федерации в 2012 году увеличился на 0,36 процента, по Уральскому федеральному округу снизился на 0,7 процента.

В госпитальном сегменте закупочные цены в 2012 году выросли на 0,64 процента (в 2011 году - + 0,3 процента), в среднем по Российской Федерации - на 1,57 процента, по Уральскому федеральному округу - на 0,53 процента.

На лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП средняя оптовая надбавка снизилась по сравнению 2011 годом (5,53 процента) и составила 5,9 процента (по Российской Федерации - 4,6 процента, по Уральскому федеральному округу - 5,48 процента), розничная торговая надбавка выросла в сравнении с 2011 годом (22,7 процента) и составила 24,76 процента (по Российской Федерации - 25,19 процента, по Уральскому федеральному округу - 32,32 процента).

На лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, средний уровень розничной торговой надбавки в 2012 году составил 27,3 процента.

Анализ, проводившийся в течение 2012 года, показал, что на фармацевтическом рынке Свердловской области ежемесячно отсутствовало от 13 до 33 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов из 533 международных непатентованных наименований препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, большая часть из них отсутствовала во всех субъектах Российской Федерации. Доступность лекарственной помощи не была ухудшена, о чем свидетельствовало отсутствие обращений граждан и участников обращения лекарственных препаратов по данной номенклатуре.

На обеспеченность населения лекарственными препаратами для медицинского применения помимо цены влияет их доступность. Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрена розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Благодаря этому решаются наиболее актуальные проблемы лекарственного обеспечения населения в сельской местности: большая территориальная протяженность сельских районов, значительная удаленность и труднодоступность населенных пунктов, малая плотность населения, разобщенность, недостаточно развитая инфраструктура системы лекарственного обеспечения населения, низкая укомплектованность кадрами, а также преобладание населения пожилого возраста с низким уровнем доходов.

Свердловская область по основным структурным показателям выглядит следующим образом (таблица 23).