Недостаточная эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи в отсутствие налаженной системы этапности оказания медицинской помощи благоприятствовала укреплению и расширению стационарной медицинской помощи в качестве основного звена в системе здравоохранения. Следствием этого стало то, что высокий уровень необоснованной госпитализации в стационары спровоцировал дефицит стационарных коек (при том, что обеспеченность населения койками в расчете на 1 тыс. человек населения соответствует либо выше таковой в развитых странах) за счет завышенной потребности в коечном фонде, высоких показателей непрофильной госпитализации, частой госпитализации больных в неподготовленные для оказания профильной медицинской помощи лечебные учреждения, длительных сроков пребывания больного в стационаре, высокой частоты переводов больных из одного лечебного учреждения в другое. Все вышеперечисленное в сочетании с недостаточно эффективной работой самих стационаров препятствует повышению доступности медицинской помощи.
В целях стимулирования связанной с оказанием специализированной медицинской помощи деятельности государственных медицинских учреждений, ориентированной на результат, в ходе реализации мероприятий Подпрограммы 2 необходимо осуществить переход на оплату за оказанную этими учреждениями медицинскую помощь из расчета средней стоимости стационарного лечения пациента по полному тарифу и клинико-статистическим группам болезней.
Медицинские организации стационарного типа являются наиболее дорогостоящими учреждениями здравоохранения, поэтому рациональное использование коечного фонда имеет большое значение. Простой койки в таких учреждениях не только сокращает объем стационарной помощи и ухудшает качество оказания медицинской помощи населению, но и вызывает значительные экономические потери. Затраты на пустующую койку составляют 2/3 стоимости содержания занятой койки. Более низкая стоимость одного койко-дня приходится на те учреждения, где коечный фонд используется наиболее интенсивно.
В целях создания системы управления качеством медицинской помощи на основе анализа индикаторов качества и технологических отклонений, проводятся мероприятия, направленные на внедрение единых для всей территории Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи. Не менее важным является оказание специализированной медицинской помощи пациентам любого профиля в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи позволит оптимизировать ее этапность, использовать оптимальный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению.
Порядки оказания специализированной медицинской помощи предусматривают этапную систему оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в учреждения здравоохранения 3 уровней:
учреждения, оказывающие первичную специализированную медицинскую помощь при неотложных состояниях;
ММЦ учреждений субъектов Российской Федерации - для оказания специализированной помощи в условиях стационара, в том числе при неотложных состояниях;
учреждения субъектов Российской Федерации и федеральные учреждения - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
В настоящее время в Свердловской области проводится работа по внедрению порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации. На сегодняшний день на основании порядков разработано и утверждено более 40 приказов Министерства здравоохранения Свердловской области об организации оказания медицинской помощи взрослым и детям по основным заболеваниям, в наибольшей степени влияющим на демографические показатели. Работа по внедрению на территории Свердловской области порядков оказания медицинской помощи продолжается.
Так, например, по профилю "урология" в целях улучшения диагностики, лечения и реабилитации пациентов с урологическими и андрологическими заболеваниями в Свердловской области Министерством здравоохранения Свердловской области разработана концепция развития урологической помощи.
В настоящее время в структуру урологической службы Свердловской области входят:
областной урологический центр (ГБУЗ СО "СОКБ N 1" на 30 коек;
урологическое отделение ГБУЗ СО "Свердловский клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" на 35 коек;
урологические отделения лечебных учреждений городов Екатеринбурга, Нижний Тагил (65 коек), Каменска-Уральского (30 коек), Первоуральска (50 коек), Асбеста (25 коек);
урологические койки в составе хирургических отделений (66 коек);
экспресс-диагностические урологические кабинеты (11 кабинетов).
В соответствии с концепцией развития урологической помощи планируется:
организация урологических отделений в Северном и Восточном управленческих округах Свердловской области;
внедрение специализированных технологий в окружных урологических отделениях;
переоснащение экспресс-диагностических урологических кабинетов.
внедрение в ГБУЗ СО "СОКБ N 1" к 2015 году современных специализированных высокозатратных лечебных технологий.
В рамках совершенствования медицинской помощи населению по профилю "нефрология" в 2012 году организованы нефрологические центры в Западном, Горнозаводском, Северном управленческих округах Свердловской области; в функции центров входит оказание специализированной амбулаторной и стационарной помощи по профилю "нефрология" жителям муниципальных образований соответствующих округов.
В ближайшие годы планируется организация нефрологических центров во всех управленческих округах Свердловской области и в городе Екатеринбурге.
В 2016-2020 годах также должна быть поэтапно внедрена экономически обоснованная саморегулируемая система управления качеством всех видов медицинской помощи на территории Свердловской области.