Неделя «Техэксперт» • 13-17 февраля 2023 года
КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗМЕНЕНИЯ 2023:
НОВЫЕ ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА, ИНСТРУКЦИИ»


ЗАКОН

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ


Об образовании в Свердловской области

(с изменениями на 22 ноября 2022 года)

(в ред. Законов Свердловской области от 17.10.2013 N 97-ОЗ, от 30.06.2014 N 65-ОЗ, от 14.07.2014 N 73-ОЗ, от 10.10.2014 N 87-ОЗ, от 05.11.2014 N 96-ОЗ, от 17.12.2014 N 120-ОЗ, от 27.05.2015 N 44-ОЗ, от 20.07.2015 N 89-ОЗ, от 28.10.2015 N 128-ОЗ, от 21.12.2015 N 165-ОЗ, от 26.04.2016 N 43-ОЗ, от 04.07.2016 N 75-ОЗ, от 24.11.2016 N 117-ОЗ, от 09.12.2016 N 129-ОЗ, от 17.02.2017 N 17-ОЗ, от 13.04.2017 N 36-ОЗ, от 25.09.2017 N 104-ОЗ, от 22.03.2018 N 37-ОЗ, от 28.05.2018 N 55-ОЗ, от 24.09.2018 N 88-ОЗ, от 17.10.2018 N 108-ОЗ, от 26.03.2019 N 27-ОЗ, от 02.08.2019 N 67-ОЗ, от 02.08.2019 N 70-ОЗ, от 01.11.2019 N 99-ОЗ, от 21.11.2019 N 119-ОЗ, от 03.03.2020 N 22-ОЗ, от 10.06.2020 N 59-ОЗ (ред. 04.08.2020), от 03.07.2020 N 76-ОЗ, от 14.10.2020 N 113-ОЗ, от 20.04.2021 N 33-ОЗ, от 20.05.2021 N 42-ОЗ, от 29.07.2021 N 81-ОЗ, от 25.05.2022 N 59-ОЗ, от 26.07.2022 N 95-ОЗ, от 26.07.2022 N 96-ОЗ, от 03.11.2022 N 114-ОЗ, от 22.11.2022 N 134-ОЗ)




Принят
Законодательным Собранием
Свердловской области
9 июля 2013 года




Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие на территории Свердловской области в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).



Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;


2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;


(подп. 2 в ред. Закона Свердловской области от 14.10.2020 N 113-ОЗ)


3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;


4) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;


(в ред. Закона Свердловской области от 01.11.2019 N 99-ОЗ)


5) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;


(в ред. Закона Свердловской области от 20.05.2021 N 42-ОЗ)


6) федеральные государственные требования - обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законом;


(подп. 6 в ред. Закона Свердловской области от 20.05.2021 N 42-ОЗ)


6-1) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования (далее - самостоятельно устанавливаемые требования), - обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;


(подп. 6-1 введен Законом Свердловской области от 20.05.2021 N 42-ОЗ)


7) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;


(подп. 7 в ред. Закона Свердловской области от 14.10.2020 N 113-ОЗ)


7-1) федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы;


(подп. 7-1 введен Законом Свердловской области от 22.11.2022 N 134-ОЗ)


8) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;


9) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;


10) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);


11) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;


12) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;


13) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;


14) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;


15) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;


16) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение;


17) малокомплектная образовательная организация - образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, или филиал такой образовательной организации, соответствующие критериям отнесения к малокомплектным образовательным организациям, определенным Правительством Свердловской области исходя из удаленности образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся;


18) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;


19) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.


В соответствии с федеральным законом к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено федеральным законом.



Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования на территории Свердловской области


Отношения в сфере образования на территории Свердловской области регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Свердловской области, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.



Статья 4. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования


В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:


1) признание приоритетности образования;


2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;


3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;


4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;


5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;


6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;


7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;


8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;


9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;