Недействующий

О Концепции водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года (утратило силу с 25.06.2017 на основании постановления Правительства Свердловской области от 08.06.2017 N 409-ПП)

Раздел 7. Приоритетные меры по реализации Концепции


Система мероприятий настоящей Концепции сформирована в соответствии с целями и задачами ее реализации и состоит из мероприятий, направленных на достижение целей, и мероприятий по обеспечению эффективной реализации положений Концепции, включая совершенствование системы государственного управления использованием и охраной водных объектов, в том числе в сфере международного сотрудничества, развитие системы государственного мониторинга водных объектов, научно-техническое обеспечение водохозяйственного комплекса, просвещение и воспитание населения в области рационального использования и охраны водных объектов.

Для гарантированного обеспечения водными ресурсами населения и отраслей экономики и ликвидации дефицита водных ресурсов необходимо принять меры, направленные на:

1) повышение рациональности водопользования, которое достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических процессах и на хозяйственно-бытовые нужды;

2) сокращение потерь воды в водопроводящих элементах водохозяйственных систем жилищно-коммунального хозяйства, которое требует реконструкции и модернизации систем водоподачи, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования*

3) снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах, которое достигается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве;

4) реализацию мероприятий по повышению рациональности использования водных ресурсов, что позволит обеспечить снижение водоемкости;

5) повышение эффективности использования водных ресурсов рек, водохранилищ и водохозяйственных систем будет способствовать адаптации водохозяйственного комплекса к функционированию в наиболее неблагоприятных условиях - в периоды затяжного маловодья.

Расчет обеспеченности водными ресурсами Для различных гидрологических периодов будет способствовать достижению плановых показателей социально-экономического развития промышленности области.

В муниципальных образованиях в Свердловской области, испытывающих дефицит водных ресурсов, планируется осуществить строительство и реконструкцию гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водохранилищ и увеличения водоотдачи, реконструкцию водохозяйственных систем, проведение поисковых работ, постановку на государственный учет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подземных вод, строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию водохозяйственного комплекса.

С целью решения проблемы дефицита питьевой воды по Екатеринбургскому промышленному узлу разработано технико-экономическое обоснование по строительству новых водохранилищ на реках Шишим и Дарья в качестве дополнительного и резервного источника водоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург".

Для гарантированного обеспечения питьевой водой городского округа Первоуральск необходим технико-экономический анализ альтернативных вариантов водоснабжения, одними из которых являются: завершение обустройства Нижне-Сергинского месторождения подземных вод и проведение реконструкции существующих систем водоснабжения города.

Для обеспечения населения качественной питьевой водой в рамках программы "Чистая вода", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 13.05.2009 N 526-ПП "О Программе "Чистая вода" Свердловской области" ("Областная газета",, 2009, 22 мая, N 144-145) (далее - Программа "Чистая вода"), должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, организациями промышленности и научными организациями, направленных на бесперебойное обеспечение населения области питьевой водой надлежащего качества.

В случае корректировки Программа "Чистая вода" будет предусматривать создание эффективной системы управления сектором водоснабжения и водоотведения, формирование социально ориентированной бизнес-среды и конкурентного рынка услуг по водоснабжению, ускоренное развитие инновационно-технологического потенциала, улучшение качества питьевого водоснабжения территорий на основе новых технологических решений.

Учитывая высокую капиталоемкость сектора водоснабжения и водоотведения, а также длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населенных пунктах и сельской местности будет обеспечиваться с помощью инвестиций в виде софинансирования региональных программ.

Улучшение экологического состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, восстановлению водных объектов и ликвидации накопленного экологического ущерба, а также мер по охране от загрязнения подземных вод.

Основными направлениями действий, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, являются сокращение поступления в водные объекты загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, организация сбора и очистки поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок, обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов.

Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо:

1) осуществить разработку, согласование, утверждение и обустройство зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, включая подземные, обеспечить соблюдение режима соответствующих зон санитарной охраны, обеспечить контроль за выполнением ограничительных мероприятий в зонах санитарной охраны;

2) регламентировать хозяйственное использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в целях предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;

3) повысить защищенность подземных вод от техногенных загрязнений путем ограничений к использованию земельных участков в границах площадей залегания месторождений подземных вод, которые могут быть использованы для целей централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечения эксплуатационной надежности водозаборов подземных вод и ликвидации бесхозяйных гидрогеологических скважин, усиления ответственности собственников скважин за соблюдение режимов эксплуатации и охраны подземных вод.

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и снижение ущерба от них достигается реализацией мер, направленных на формирование эффективных систем предупреждения и защиты от наводнений в границах речных бассейнов.

Для обеспечения защищенности от негативного воздействия вод необходимо:

1) сформировать систему мониторинга прогнозов и оповещения, обеспечивающую принятие ситуационных решений по регулированию режимов водохранилищ, управлению инженерными сооружениями и иных мер, направленных на предупреждение и смягчение последствий подтоплений;

2) регламентировать хозяйственную деятельность на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов, предусматривая определение паводкоопасных территорий как территорий с особыми условиями использования и формирование системы ограничений на ведение хозяйственной деятельности;

3) повысить эксплуатационную надежность и безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Свердловской области, муниципальных образований в Свердловской области, и бесхозяйных гидротехнических сооружений за счет субсидий федерального бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений. Приоритетом является обеспечение финансирования капитального ремонта и реконструкции потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии. Условием софинансирования строительства и капитального ремонта гидротехнических сооружений является наличие принятых муниципальными образованиями в Свердловской области программ по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Экономические механизмы обеспечения водной безопасности Свердловской области включают:

1) привлечение частных инвестиций в проекты обеспечения водной безопасности;

2) совершенствование методов экономического регулирования, направленных на стимулирование деятельности водопользователей по обеспечению водной безопасности, увеличение объемов финансирования ими водоохранных и водохозяйственных мероприятий;