Областная целевая программа "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2013-2015 годы)" (далее - Программа) разработана с целью создания на территории Свердловской области сети филиалов государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг" (далее - ГБУ СО "МФЦ") по предоставлению Услуг по принципу "одного окна".
Программа реализуется в соответствии с программными документами Российской Федерации, определяющими направления развития системы государственного управления, нормативными актами Свердловской области, в том числе с:
Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р;
Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р (далее - Концепция-1021), определена задача повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, которую можно решить путем реализации общесистемных мер снижения административных барьеров, а именно организацией предоставления государственных или муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах.
В настоящее время на территории Свердловской области предоставление государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (далее - заявители) обеспечивают следующие органы и (или) организации (далее - органы (организации)):
1) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
2) органы государственных внебюджетных фондов;
3) исполнительные органы государственной власти Свердловской области;
4) органы местного самоуправления;
5) государственные и муниципальные учреждения и другие организации, участвующие в предоставлении Услуг.
Многие Услуги предоставляются заявителям как непосредственно вышеперечисленными органами и организациями, так и при их участии. Каждый орган обеспечивает предоставление той или иной Услуги (ее части) или ряда Услуг (их частей) в рамках своих предметов ведения и полномочий, а организация в пределах осуществляемых ею видов деятельности.
Процесс предоставления той или иной Услуги обычно сопровождается сбором различного рода сведений (выписок, справок) и формированием на их основе пакета документов, необходимых для получения Услуги. Количество документов, включаемых в состав данного пакета, может быть достаточно большим и исчисляться десятками в зависимости от вида Услуг.
Для получения большинства Услуг заявители вынуждены посещать органы (организации) либо для подачи заявления и необходимых документов, либо для непосредственного получения результата самой услуги. Такие посещения органов (организаций), как правило, связаны с ожиданием в очереди зачастую в условиях, не отвечающих элементарному уровню комфортности.
Решение задачи создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области соответствует приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития Свердловской области и в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" позволит обеспечить доступность и повысит качество предоставления государственных и муниципальных услуг жителям Свердловской области.
Основные параметры Программы отражены в Паспорте Программы.
Реализация Программы направлена на решение проблемы организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" путем организации на территории Свердловской области сети многофункциональных центров.
Созданная в результате реализации Программы сеть будет оснащена необходимым количеством "окон" (в зависимости от численности и плотности населения муниципальных образований) для приема заявителей, связанных в единую информационную сеть и позволяющую предоставлять Услуги по экстерриториальному принципу в независимости от места обращения заявителя для получения Услуги.
Целесообразность использования программно-целевого метода при реализации Программы определяется следующими факторами:
1) задачи, направленные на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, входят в число приоритетов при формировании областных целевых программ, требуют значительных бюджетных расходов и сроков реализации, превышающих один год;
2) организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров носит межведомственный характер и требует консолидации усилий органов всех уровней;
3) необходимостью концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях;
4) необходимостью координации выполнения программных мероприятий.
Кроме того, использование данного метода обеспечит качественное и эффективное управление финансовыми средствами, выделяемыми на создание МФЦ, что предотвратит их нецелевое использование или использование без направленности на результат.
К наиболее серьезным рискам реализации Программы можно отнести такие внешние риски, как изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также изменение региональной нормативной базы в части сокращения или прекращения финансирования областных целевых программ.
Для предотвращения рисков реализации Программы и их возможных негативных последствий необходимо оперативно адаптировать проекты и мероприятия Программы к меняющимся внутренним и внешним условиям развития сферы предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области, предусматривать инвариантность подходов при реализации отдельных проектов и мероприятий Программы, использовать современные управленческие, информационные и иные технологии.