ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 года N 178-ПП
г.Екатеринбург
В целях реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления в Свердловской области" на 2013-2015 годы (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
3. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
Концепция областной целевой программы "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления в Свердловской области" на 2013-2015 годы
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определены основные принципы и направления дальнейшего совершенствования системы государственного управления и развития кадрового потенциала Российской Федерации.
Областная целевая программа "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления в Свердловской области" на 2013-2015 годы (далее - Программа) призвана обеспечить дальнейшее развитие кадрового потенциала, определить основные цели, задачи, принципы, приоритеты и механизмы кадровой политики.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа социально-экономического развития Свердловской области), Программа направлена на повышение эффективности государственного и муниципального управления, что приведет к расширению доступности и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг жителям Свердловской области.
Выработка единого подхода к развитию кадровой политики и создание эффективной целостной системы формирования кадрового потенциала в Свердловской области являются важнейшим ресурсом успешного социально-экономического развития региона.
В настоящее время в Свердловской области созданы правовые основы и обеспечено стабильное функционирование государственного и муниципального управления.
Характеристика состояния дел по вышеуказанным вопросам, а также описание кадровой ситуации в числовых показателях с формулированием проблем приведены в Программе.
Несмотря на достигнутые результаты, в Свердловской области сохраняется ряд проблем формирования и развития кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления:
1) не разработаны методы планирования и регламентации труда гражданских служащих Свердловской области;
2) в перечисленных в Программе нормативных документах предусмотрены механизмы материального и морального стимулирования государственных гражданских и муниципальных служащих к исполнению служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне, но реальная практика показывает их недостаточное внедрение;
3) отсутствуют критерии оценки результативности деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих и влияния достижения данных показателей на размер оплаты их труда;
4) требует совершенствования вопрос обучения служащих с учетом потребностей государственной гражданской и муниципальной службы в области и современных условий профессионального обучения;
5) работа с кадровым резервом на государственной гражданской и муниципальной службе в Свердловской области требует совершенствования.
Так, в 2012 году число назначений из резерва управленческих кадров от общего числа назначений составило 20,5 процента;
6) несмотря на позитивную динамику, система мер по противодействию коррупции в сфере государственного и муниципального управления нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Программа основана на оценке потенциала кадров государственной гражданской и муниципальной службы в Свердловской области и направлена на его развитие в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года".
Программа соответствует Программе социально-экономического развития Свердловской области, в которой в качестве приоритетных задач определены повышение эффективности государственного и муниципального управления и развитие гражданского общества, расширение доступности и повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг жителям Свердловской области.
Программа направлена на формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы в Свердловской области, обеспечивающего эффективное государственное управление ее инновационной экономикой и социальной сферой.
Программа призвана обеспечить дальнейшее развитие кадрового потенциала, определить основные цели, задачи, приоритеты и механизмы кадровой политики на период по 2015 год.
Несмотря на осуществление на постоянной основе деятельности по формированию качественного кадрового состава на государственной гражданской и муниципальной службе в Свердловской области, а также организацию контроля за реализацией и соблюдением законодательства о государственной гражданской, муниципальной службе и противодействии коррупции, в Свердловской области сохраняется ряд проблем, указанных в разделе 1 настоящей концепции, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода.
Таким образом, целесообразность использования программно-целевого метода определяется следующими факторами:
1) приоритетностью задач, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления и требующих значительных бюджетных расходов и сроков реализации, превышающих один год;
2) необходимостью применения единого системного подхода к реализации кадровой политики, имеющей межведомственный характер и требующей консолидации усилий государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;
3) целесообразностью координации выполнения программных мероприятий и концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях.
Отсутствие комплексного подхода в применении методов реализации кадровой политики приводит к формализации кадровых процедур, отсутствию динамики кадровых процессов.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) снижение качественного уровня исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
2) формирование кадрового состава на государственной гражданской и муниципальной службе без полного учета квалификационных требований, установленных законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе;
3) снижение мотивации к профессиональному развитию государственных гражданских и муниципальных служащих;
4) снижение эффективности противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления;
5) снижение интеллектуального уровня кадрового состава;
6) консерватизм мышления управленческих кадров.
В настоящее время действуют расходные обязательства Свердловской области в сфере повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в Свердловской области и лиц, замещающих выборные должности в муниципальных образованиях в Свердловской области.
Расходные обязательства предусмотрены в областном бюджете по целевой статье 4340000 "Мероприятия по переподготовке и повышению квалификации".
Использование программно-целевого метода при решении проблем, указанных в разделе 1 настоящей концепции, связано с определенными рисками.
Один из рисков - сокращение выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
При этом придется исходя из новых бюджетных параметров пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.
Возникнут также серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра ранее заключенных договоров между заказчиком и исполнителями проектов Программы.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести неэффективное управление Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:
неэффективные управленческие решения в ходе выполнения Программы;
отсутствие необходимой координации при реализации Программы.
Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к невыполнению основных задач Программы.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например, из-за сокращения расходов на Программу за счет средств областного бюджета.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.
Целью Программы является формирование и эффективное использование кадрового потенциала государственного и муниципального управления, направленного на обеспечение социально-экономического развития Свердловской области.
Цель обуславливает решение следующих основных задач (подзадач-направлений):
1) совершенствование правового регулирования в сфере государственного и муниципального управления в Свердловской области;
2) создание эффективной целостной системы и механизмов формирования и функционирования кадрового состава в сфере государственной гражданской и муниципальной службы в Свердловской области:
осуществление мониторинга кадрового состава государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;
осуществление методической работы и повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих Свердловской области;
3) внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы Свердловской области:
создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, включая информационные технологии;
развитие системы наставничества на государственной гражданской службе и расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы;
формирование кадровых резервов и их активное практическое использование;
внедрение механизма ротации кадрового корпуса государственных органов;
выработка концепции определения эффективности и результативности деятельности государственного гражданского служащего;
4) обеспечение взаимодействия государственной гражданской и муниципальной службы в Свердловской области:
оказание методической помощи и повышение профессионального уровня лиц, замещающих выборные должности муниципальных служащих;
выработка концепции определения эффективности и результативности деятельности муниципального служащего;
5) повышение эффективности системы противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления в Свердловской области:
организация работы по соблюдению законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, противодействии коррупции;
развитие системы мер по профилактике коррупции в государственных органах Свердловской области и органах местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;
обеспечение прозрачности в деятельности по противодействию коррупции.