Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ДЕТИ АЛТАЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 31.07.2015)


 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 5


Предоставленные органами и учреждениями социальной защиты населения, органами внутренних дел, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, администрациями воспитательных колоний Алтайского края статистические данные за 2009 - 2012 годы свидетельствуют о снижении числа несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (2009 год - 5655 чел., 2010 год - 5397 чел., 2011 год - 4637 чел., 2012 год - 4109 чел.), числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии (2009 год - 2170 чел., 2010 год - 1670 чел., 2011 год - 1490 чел., 2012 год - 1181 чел.).

Вместе с тем, несмотря на определенные успехи, по-прежнему значительным остается число детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения и нуждающихся в социальной реабилитации. Нестабильны такие показатели, как число условно осужденных несовершеннолетних и число повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Как и ранее, наблюдается тенденция роста числа антиобщественных деяний, совершенных несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.

Необходимо также отметить, что растет число несовершеннолетних, ушедших из дома, из государственных учреждений, что является одним из факторов, способствующих совершению уличных правонарушений и преступлений. В уголовно-исполнительных инспекциях нестабильны показатели по произведению замены лишения свободы объявлением предупреждений, продлению испытательного срока условно осужденным, возложению на них дополнительных обязанностей. Все это говорит о недостаточности профилактических мер, построенных на принципах межведомственного взаимодействия, в результате чего фиксируется ограниченность включения несовершеннолетнего, его семьи и ближайшего окружения в процесс социализации.

В 2009 - 2011 годах в Алтайском крае выполнялась краевая целевая программа "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае "Все в твоих руках!" на 2009 - 2011 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009 N 313 "О дальнейших мерах по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Алтайском крае на период 2009 - 2011 годов". Реализация данной программы осуществлялась при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках указанной краевой целевой программы подготовлен и утвержден порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В соответствии с указанным порядком проводятся межведомственные социально-психолого-педагогические консилиумы, осуществляется межведомственный социальный патронаж семей несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

На 01.01.2012 в Алтайском крае открыты 3 социальные гостиницы для несовершеннолетних на 22 места, функционирует 6 комнат сетевой терапии; организованы лагеря дневного пребывания, выездные палаточные лагеря, налажена работа 4 компьютерных клубов для несовершеннолетних, открыты 2 комнаты психологической разгрузки.

Анализ результатов реализации краевой целевой программы "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае "Все в твоих руках!" на 2009 - 2011 годы на основе мониторинговых исследований показал следующее: снизилась степень опасности преступлений, совершаемых несовершеннолетними; произошли позитивные изменения в отношении несовершеннолетних правонарушителей к здоровому образу жизни; повысился уровень социальной компетенции несовершеннолетних правонарушителей; увеличилась степень включенности родителей и ближайшего окружения в процесс социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Вместе с тем следует констатировать: несмотря на то, что реализация краевой целевой программы привела к ряду положительных изменений в межведомственном взаимодействии в профилактике правонарушений несовершеннолетних, данный механизм все же требует существенных доработок и корректировок.

В соответствии с вышесказанным важными становятся системные изменения в организации работы по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, социальному сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, что может быть реализовано в рамках программно-целевого метода.