Одним из основных приоритетов социальной политики в Алтайском крае является обеспечение права ребенка на защиту от жестокого обращения и насилия и формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей.
По данным органов внутренних дел Алтайского края, за 2011 год в отношении несовершеннолетних совершено 1443 преступления, из них 515 преступлений против жизни и здоровья. Данные показатели остаются стабильными в течение последних 2 лет: в 2009 году совершено 1415 преступлений, из них 605 против жизни и здоровья, включая вовлечение несовершеннолетних в преступления и антиобщественные действия, в 2010 году - 1561 преступление, из них 522 против жизни и здоровья несовершеннолетних.
Неутешительна статистика по неисполнению обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, когда действия в отношении несовершеннолетних сопряжены с жестоким обращением (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации): в 2008 году зафиксировано 67 случаев, в 2009 году - 79, в 2010 году - 39, в 2011 году - 32.
Ежегодно увеличивается количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (статьи 131 - 135 Уголовного кодекса Российской Федерации). В 2009 году было зафиксировано 89 фактов, в 2010 году - 115, в 2011 году - 123. Особо следует отметить, что большая часть преступлений совершается против половой неприкосновенности девочек: в 2009 году - 86,5% от общего количества преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, в 2010 году - 86,7%, в 2011 году - 84,0%.
В 2009 - 2011 годах решение задач своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия осуществлялось программно-целевым методом в рамках краевой целевой программы "Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в Алтайском крае "Свет в родном окне" на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009 N 313 "О дальнейших мерах по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Алтайском крае на период 2009 - 2011 годов". Реализация данной программы осуществлялась с привлечением средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В период реализации указанной краевой целевой программы постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 20.10.2009 N 4 утверждены методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению и кризисной помощи семьям и детям группы риска. В 12 муниципальных образованиях Алтайского края (Железнодорожном, Центральном, Ленинском районах г. Барнаула, г. Бийске, г. Рубцовске, г. Славгороде, Залесовском, Рубцовском, Бурлинском, Павловском, Тальменском, Каменском районах) организована работа мобильных групп по определению степени риска и оценке безопасности проживания ребенка в семье, используются технологии раннего выявления и работы со случаем.
Эффективность действий в рамках краевой целевой программы "Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в Алтайском крае "Свет в родном окне" подтверждают достигнутые целевые показатели: снижение числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год - 2723, 2009 год - 2075, 2010 год - 1822, 2011 год - 1646); снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (2008 год - 0,6%, 2009 год - 0,4%, 2011 год - 0,3%); соотношение числа лишений родительских прав к числу ограничений в родительских правах (2008 год - 14:1, 2009 год - 11:1, 2010 год - 8,5:1, 2011 год - 6,2:1).
Важным является формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям; повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях; своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия; повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.
Реализация обозначенных выше направлений работы требует продуманной координации действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, образовательных организаций высшего образования и общественных объединений, предполагает тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон. В связи с этим работу необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода.