По данным статистики, на 01.01.2012 на территории Алтайского края проживают 8827 детей-инвалидов (1,9% от общего количества детей). Из них впервые признано инвалидами 1109 чел. (12,6%). Анализ первичной инвалидности детей, проживающих в Алтайском крае (по возрастным группам), за 2010 год свидетельствует о высоком уровне инвалидности в возрастной группе до 3 лет: 44,6% (495 чел.). В возрастной группе от 4 до 7 лет - 18,7% (207 чел.), от 8 до 14 лет - 30,2% (335 чел.), от 15 лет и старше уровень первичной инвалидности составляет 6,5% (72 чел.).
Основными причинами инвалидизации являются психические расстройства - 37,2% (413 чел.), болезни нервной системы - 21,7% (241 чел.), врожденные аномалии - 15,6% (173 чел.).
Нельзя не отметить факт резкого увеличения с 2010 года количества детей, впервые признанных инвалидами. С одной стороны, это связано с ростом рождаемости в Алтайском крае, с другой - с высоким уровнем заболеваемости среди женщин фертильного возраста. Кроме того, сохраняется ряд негативных показателей состояния здоровья детей и подростков. Так, в 2010 году уровень общей заболеваемости детей 1 года возрос на 3,7%, несовершеннолетних в возрасте 15 - 17 лет - на 4,0%. В 2011 году показатель заболеваемости среди детей (2208,0/1000) и подростков (2365,0/1000) сохранился практически на уровне 2010 года. Кроме того, в 2011 году повысился удельный вес рождения недоношенных и незрелых детей (5,6 на 1000 новорожденных). Заболеваемость новорожденных составила 681,1 чел. на 1000 новорожденных (в 2010 году - 604,9, в 2009 году - 501,4). Таким образом, более половины родившихся детей имеют проблемы со здоровьем.
Важную роль в решении задач своевременного выявления детей с различными отклонениями в развитии, их последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции играют психолого-медико-педагогические комиссии. Число психолого-медико-педагогических комиссий в крае - 32, в том числе 31 муниципальная. В 2010 году комиссиями края обследовано 7504 ребенка, в 2011 году - 8487 детей, в том числе с выдачей заключений - 6997 и 7811 соответственно.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 31.07.2015 N 317)
В 74 дошкольных образовательных организациях компенсирующего и комбинированного вида открыто 285 групп компенсирующей направленности, в которых получают услуги 4747 воспитанников. 2326 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья получают услуги в группах дошкольных образовательных организаций общеразвивающей направленности.
В 2011 году услугами дошкольного образования в различных формах охвачено более 8000 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (69,0% от общего числа детей указанной категории), что превышает показатель 2010 года на 5,2%.
В качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов рассматривается организация их обучения в общеобразовательных организациях, не являющихся коррекционными.
На 01.01.2012 в Алтайском крае функционирует 30 специальных (коррекционных) школ-интернатов и 2 специальные (коррекционные) школы, в которых обучается 3871 ребенок с различными нарушениями в физическом и психическом развитии (незрячие, слабовидящие, неслышащие, слабослышащие дети, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью). В течение 2 лет сеть коррекционных учреждений и число детей в них не изменились.
Продолжается работа по открытию классов для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложной структурой дефекта при специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида. В настоящее время в 13 специальных (коррекционных) учреждениях функционирует 20 классов для детей с сочетанным дефектом (в 2009 году - 16 классов, в 2010 году - 18 классов, в 2011 году - 20 классов), что позволило на 20,0% увеличить контингент этих детей, а также снизить число детей, ранее не охваченных услугами образовательных организаций по состоянию здоровья.
В 2010 - 2011 учебном году число выпускников специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта, поступивших в учреждения начального профессионального образования, составило 94,0% от общего количества выпускников данных учреждений, что примерно соответствует показателю прошлого года. Число детей-инвалидов - выпускников специальных (коррекционных) учреждений для детей с физическими недостатками, поступивших в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации, составило 52,0%, что на 4,5% выше показателя предыдущего учебного года.
В системе профессионального образования Алтайского края постепенно накапливается успешный опыт комплексной реабилитации детей-инвалидов. В училищах и лицеях инициируется создание образовательно-реабилитационной среды, обеспечивающей для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступность качественного профессионального образования в целях последующей социально-трудовой интеграции. В учреждениях начального профессионального образования Алтайского края обучается 632 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 253 ребенка-инвалида. При этом лишь в 21,3% учреждений начального профессионального образования на территории Алтайского края созданы необходимые условия для обучения детей-инвалидов.
Сеть учреждений социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 01.01.2012 представлена 4 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, 3 домами-интернатами для умственно отсталых детей, 36 отделениями социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья в территориальных центрах социальной помощи семье и детям.
Кроме того, семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказываются услуги непрерывного сопровождения по месту жительства.
В 2009 - 2011 годах решение задачи создания системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществлялось программно-целевым методом в рамках краевой целевой программы "Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, в Алтайском крае "Растем и развиваемся вместе" на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009 N 313 "О дальнейших мерах по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Алтайском крае на период 2009 - 2011 годов". Реализация данной региональной программы осуществлялась при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
За период реализации указанной краевой целевой программы проведена работа по формированию модели межведомственного взаимодействия в рамках оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, в которых они воспитываются.
В настоящее время услуги ранней помощи предоставляются в 16 муниципальных образованиях Алтайского края. Более 30 кабинетов оснащено качественным реабилитационным и игровым оборудованием для организации курсов интенсивной абилитации. Открыты кабинеты Монтессори-педагогики, музыкально-ритмических занятий, арт-терапии, песочной терапии, игровой терапии, интерактивной коммуникации. Функционируют лекотеки, мастерские развивающих игрушек. Приобретено медицинское оборудование для кабинетов восстановительного лечения, теплолечения, для физиокабинетов.
Специалистами краевых реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья организована комплексная абилитация детей раннего возраста. Внедряется инновационная практика проведения краткосрочных консультативных заездов для проживающих в сельской местности семей, которые были лишены возможности получать своевременную помощь. Комплексную специализированную помощь в 2011 году получили более 1000 детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семьи. Положительная динамика в развитии детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья была диагностирована в 87,0% случаев.
Итоги реализации краевой целевой программы "Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, в Алтайском крае "Растем и развиваемся вместе" на 2009 - 2011 годы свидетельствуют о том, что по основным мероприятиям ее потенциал был реализован в полном объеме. Программа позволила сформировать базовые условия улучшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте.
В соответствии с вышесказанным важными становятся системные изменения в организации работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе в раннем возрасте, преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, созданию условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности.