ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2012 года N 1064-ПП


Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(с изменениями на 15 июня 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 21.05.2014 N 432-ПП, от 12.08.2021 N 492-ПП, от 15.06.2023 N 431-ПП)




В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации, Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" и от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" Правительство Свердловской области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 12.08.2021 N 492-ПП)


1. Утвердить:


1) утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 21.05.2014 N 432-ПП;


2) Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (прилагается).


1-1. Установить, что подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в очной или очно-заочной форме. При проведении подготовки в очно-заочной форме используются дистанционные методы подготовки.


(п. 1-1 введен Постановлением Правительства Свердловской области от 12.08.2021 N 492-ПП)


2. Министерству социальной политики Свердловской области (А.В. Злоказов) обеспечить контроль за деятельностью территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области - управлений социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Программой, утвержденной настоящим Постановлением.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.05.2014 N 432-ПП)


3. Территориальным исполнительным органам государственной власти Свердловской области - управлениям социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области организовать подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обеспечить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих полномочие органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, на территории Свердловской области.


4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 12.08.2021 N 492-ПП)


5. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".



Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР



Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 26 сентября 2012 г. N 1064-ПП
"Об утверждении Порядка и Программы
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей"



ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 21.05.2014 N 432-ПП.



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 26 сентября 2012 г. N 1064-ПП
"Об утверждении Порядка и
Программы подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей"



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 12.08.2021 N 492-ПП, от 15.06.2023 N 431-ПП)




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2023 N 431-ПП)

Номер строки

Разделы

Количество академических часов

всего

в том числе:

теория

практические занятия (тренинги), итоговая аттестация (собеседование)

1

2

3

4

5

1.

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

4

2

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

2

3

3.

Этапы развития ребенка

6

2

4

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

7

2

5

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

1

5

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

7

2

5

7.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

8

2

6

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

7

2

5

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

6

2

4

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

6

2

4

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

7

3

4

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

6

2

4

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

2

0

2

14.

Итоговая аттестация

3

0

3

15.

Всего

80

24

56



ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.


2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:


выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;


оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;


ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;


формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;


формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;


ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;


ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;


ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.


3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).


4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.


5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.



Раздел 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ


Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.


Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.


Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»