ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 года N 352
г.Сыктывкар
Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Коми
от 19 августа 2014 года N 343
____________________________________________________________________
Правительство Республики Коми
постановляет:
1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов при формировании проектов местных бюджетов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Тукмакова В.А.
Глава
Республики Коми
В.Гайзер
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми".
В 2011 году существенно укрепились позитивные тенденции в экономике.
Положительные тенденции показателей промышленного производства явились предпосылками для роста налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и укрепления доходной части республиканского бюджета Республики Коми.
Всего на территории Республики Коми в 2011 году было собрано 107,2 млрд.рублей налоговых доходов, что больше уровня 2010 года на 33%, из них 43,2 млрд.рублей, или 40,3%, поступило в консолидированный бюджет Республики Коми.
Согласно оценкам ведущих международных агентств Fitch Ratings и Moody's Investors Service кредитный рейтинг республики по национальной шкале находится на уровне рейтинга инвестиционной категории, что отражает высокую степень кредитоспособности республики и инвестиционную привлекательность ее территории.
В 2012 году положительные тенденции социально-экономического развития Республики Коми продолжились.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Республике Коми Правительством Республики Коми в 2011 году и первом полугодии 2012 года предпринят ряд следующих мер:
исполнены публичные нормативные обязательства в полном объеме, установленном законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год;
реализованы установленные законодательством меры социальной поддержки населения с одновременным повышением адресности социальной помощи;
обеспечено повышение заработной платы работникам государственных учреждений и ее своевременная выплата, бесперебойное функционирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социальной защиты населения;
с 2012 года осуществлен переход к утверждению республиканского бюджета Республики Коми на трехлетний период;
предусмотрены новые формы государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающим предпринимателям, усилены меры поддержки молодежному предпринимательству;
приступила к работе организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства открытого акционерного общества "Гарантийный фонд Республики Коми", обеспечивающая предоставление гарантий (поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
привлечены дополнительные средства федерального бюджета на оказание государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
для повышения эффективности взаимодействия с научными учреждениями заключено соглашение и разработан план совместных действий Правительства Республики Коми, Уральского отделения РАН и Коми научного центра;
заключены соглашения о сотрудничестве в инновационной сфере с российскими институтами развития;
в целях стимулирования привлечения банковского капитала для реализации приоритетных проектов, повышения доступности кредитных ресурсов для населения и организаций заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими банками;
создаются условия для развития в Республике Коми туристической деятельности;
заключено Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми на 2012-2014 годы;
осуществляется контроль за ходом реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, направленных в первую очередь на обеспечение диверсификации их экономики.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми проводится работа по следующим направлениям:
успешно реализован комплекс мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 года N 613-р;
в рамках перехода к программному принципу формирования республиканского бюджета Республики Коми в 2011 году утверждены:
порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Коми;
перечень государственных программ Республики Коми;
методические указания по разработке и реализации государственных программ Республики Коми;
две "пилотные" государственные программы Республики Коми "Развитие транспортной системы" и "Культура Республики Коми";
в 2012 году разработаны и прошли общественное обсуждение проекты 16-ти государственных программ Республики Коми;
в целях повышения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований в 2011 году утверждена методика планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период;
проведены мероприятия по совершенствованию правового положения государственных учреждений Республики Коми, предусмотренные планом мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", утвержденным распоряжением Правительства Республики Коми от 17 июня 2010 года N 250-р, завершен переходный пери-од реализации положений указанного Закона в муниципальных образованиях Республики Коми;
в 2012 году продолжена централизация однотипных функций по обеспечению деятельности государственных органов Республики Коми и передача их на осуществление государственными учреждениями Республики Коми;
обеспечено повышение прозрачности бюджетного процесса путем проведения публичных слушаний по проекту закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми и по проекту закона Республики Коми об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за отчетный финансовый год;
начиная с 2012 года в республиканском бюджете Республики Коми формируется Дорожный фонд Республики Коми, обеспечивающий концентрацию и целевое направление финансовых ресурсов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Вместе с тем в бюджетной сфере имеются следующие проблемы:
недостаточно качественное осуществление финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам;
эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоизмерим с объемом израсходованных средств;
сохранение значительного превышения доли налоговых доходов, собираемых на территории республики и перечисляемых в федеральный бюджет, над долей средств, перечисляемых в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты;
наличие имеющихся к возврату сумм излишне уплаченных налогов;
сохранение значительного объема задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная и налоговая политика Республики Коми направлена на достижение стратегической цели социально-экономического развития Республики Коми - повышение уровня жизни населения Республики Коми на основе устойчивого развития экономики Республики Коми.
Основной целью бюджетной и налоговой политики Республики Коми являются дальнейшее развитие экономического потенциала Республики Коми и повышение эффективности бюджетных расходов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Коми;
формирование и исполнение республиканского бюджета Республики Коми на базе государственных программ;
повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями;
совершенствование системы заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми.
В среднесрочной перспективе необходимо осуществить следующие меры, направленные на решение поставленных задач.
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость республиканского бюджета Республики Коми будет обеспечена за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) совершенствование законодательства Республики Коми:
дальнейшее совершенствование законодательства Республики Коми, направленное на устойчивое экономическое развитие Республики Коми, в первую очередь в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, государственной поддержки отраслей экономики, межбюджетных отношений, о налогах и сборах в части пересмотра установленных ставок налогов на основе анализа эффективности действующих налоговых ставок;
2) повышение ликвидности республиканского бюджета Республики Коми:
максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов для безусловного исполнения действующих расходных обязательств Республики Коми;
проведение работы по четкой приоритезации расходов республиканского бюджета Республики Коми с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу расходов, направленных на развитие Республики Коми с четким определением объемов бюджетного финансирования, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики;
получение дополнительных доходов от эффективного управления свободными средствами республиканского бюджета Республики Коми, в том числе средствами Резервного фонда Республики Коми;
формирование проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов с учетом определения вариантов возможной корректировки параметров республиканского бюджета Республики Коми при вероятном неблагоприятном развитии экономики;
3) создание условий для развития и модернизации экономики, расширения и укрепления налоговой базы Республики Коми и увеличения наполняемости республиканского бюджета Республики Коми:
а) повышение инвестиционной привлекательности экономики:
реализация мер государственного регулирования инвестиционной деятельности в формах и методах, предусмотренных законодательством Республики Коми;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства инженерной и социальной инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, в том числе путем предоставления субсидий местным бюджетам на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной собственности;
организация совместной работы с инвестиционным уполномоченным Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по содействию в реализации частных инвестиционных проектов;
привлечение средств федерального бюджета для финансирования строек и объектов в рамках долгосрочных федеральных целевых программ, а также строек и объектов, не включенных в указанные программы, на территории Республики Коми;
разработка нормативной правовой базы Республики Коми, регулирующей процесс создания и использования промышленных (инвестиционных) площадок и индустриальных (технологических) парков на территории Республики Коми; создание единой информационной базы свободных промышленных (инвестиционных) площадок на территории Республики Коми, на которых возможна реализация инвестиционных проектов;
сотрудничество с международными рейтинговыми агентствами с целью присвоения и поддержания кредитных рейтингов Республики Коми и национального долгосрочного рейтинга Республики Коми;