(с изменениями на 19 декабря 2022 года)
(в ред. Закона Республики Хакасия от 19.12.2022 N 108-ЗРХ)
Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
23 мая 2012 года
Настоящий Закон устанавливает правовые основы мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия в целях определения эффективности их действия, защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления режима законности и правопорядка, контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов, противодействия коррупции, совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия.
1. Настоящий Закон регулирует отношения по организации и проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия.
2. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия (далее - мониторинг) представляет собой комплексную и плановую деятельность органов государственной власти Республики Хакасия в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о практике применения действующих нормативных правовых актов в Республике Хакасия (далее - нормативные правовые акты).
Мониторинг осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
1. Мониторинг проводится в целях:
1) совершенствования содержания нормативных правовых актов (устранение пробелов, противоречий, коллизий, дублирований и др.);
2) совершенствования процесса нормотворчества, в том числе анализа и оценки нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия;
3) обеспечения реализации нормативных правовых актов, выявления невостребованных или не применяемых на практике положений нормативных правовых актов;
4) выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
5) изучения мнения органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, независимых экспертов, граждан и организаций по вопросам актуальности, реализации и применения нормативных правовых актов;
6) анализа и оценки соответствия практики реализации нормативных правовых актов планируемому результату правового регулирования;
7) приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством;
8) создания условий для получения, обобщения и анализа информации об исполнении нормативных правовых актов, предложений, поступающих от институтов гражданского общества, из средств массовой информации, иных источников.
2. В ходе мониторинга нормативных правовых актов осуществляется оценка эффективности их реализации как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений, устраняются факторы, снижающие эффективность действия нормативных правовых актов.
Проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) предоставление объективной информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенных общественных отношений;
2) обеспечение взаимодействия между органами государственной власти Республики Хакасия и другими правоприменительными органами;
3) оценка эффективности действия нормативного правового акта;
4) выявление противоречий, пробелов, дублирования в правовом регулировании;
5) выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и (или) деятельности органов государственной власти Республики Хакасия;
6) определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности.
1. К субъектам проведения мониторинга относятся:
1) Верховный Совет Республики Хакасия, который проводит мониторинг законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета Республики Хакасия в порядке, определяемом постановлением Верховного Совета Республики Хакасия;
2) Правительство Республики Хакасия, которое осуществляет координацию, планирование и контроль проведения мониторинга органами исполнительной власти Республики Хакасия;
3) уполномоченный Правительством Республики Хакасия орган исполнительной власти Республики Хакасия, который осуществляет методическое обеспечение, непосредственный контроль за стадиями проведения мониторинга, подготовку сводного доклада (информационно-аналитических материалов) по результатам мониторинга;
4) орган исполнительной власти Республики Хакасия, разработавший проект закона в установленных сферах деятельности, который проводит мониторинг правоприменения принятого закона Республики Хакасия;
5) органы исполнительной власти Республики Хакасия, которые проводят мониторинг по отраслям права;
6) органы исполнительной власти Республики Хакасия, которые проводят мониторинг принятых ими нормативных правовых актов.
2. Систематизацию, анализ и оценку информации, получаемой органами исполнительной власти Республики Хакасия в процессе проведения мониторинга, осуществляет уполномоченный Правительством Республики Хакасия орган исполнительной власти Республики Хакасия, указанный в пункте 3 части 1 настоящей статьи.
3. Органы государственной власти Республики Хакасия вправе привлекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации для проведения мониторинга.
1. Проводимый мониторинг может быть:
1) текущий;
2) оперативный.
2. Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов.
3. Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов.
Мониторинг включает в себя следующие стадии:
1) наблюдение за реализацией нормативного правового акта;
2) анализ данных наблюдения за реализацией нормативного правового акта;
3) оценка эффективности реализации нормативного правового акта и выработка мер по ее повышению;
4) результаты мониторинга.
В ходе наблюдения за реализацией нормативного правового акта орган государственной власти Республики Хакасия, проводящий мониторинг, осуществляет сбор, обработку и систематизацию:
1) информации о внесенных и планируемых изменениях федерального законодательства;
2) информации об обращениях Верховного Совета Республики Хакасия с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты либо о признании их утратившими силу;
3) информации о постановлениях или определениях Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности нормативных правовых актов;
4) информации о решениях судов общей юрисдикции по делам об оспаривании нормативных правовых актов;
5) информации о решениях арбитражных судов об оспаривании нормативных правовых актов;
6) информации об иных судебных актах в отношении нормативных правовых актов;
7) информации о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативных правовых актов (протесты и представления, требования об изменении нормативного правового акта, заявления в суд);
8) информации о предписаниях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованных органам исполнительной власти Республики Хакасия, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;
9) информации о заключениях (письмах) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов Республики Хакасия Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";